logo
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Структура волевого акта

1.Сознательн.целеустремлённость. Чтобы что-то выполнить, человек должен созн-но поставить перед собой цель и мобилизовать себя на её достижение. 2. Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.

3. Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.

Любое волевое действие подразумевает наличие цели.

ЦЕЛЬ —осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направлено

действие человека. Для достижения цели человек может затрачивать различные усилия, и потому по сложности волевые действия могут быть простые и сложные. прос­тое волевое действие включает следующие этапы:

1. Возникновение мотива и постановка цели действия.

2. Принятие решения.

3. Выполнение действий.

Когда вы каждое утро встаете, вы можете прилагать определенные волевые уси­лия, чтобы пойти на занятия. Но в данной ситуации, как правило, нет особой, напря­женной внутренней борьбы: у вас есть устойчивая мотивация (получение образова­ния, профессиональное развитие, саморазвитие или др.), которая определяет поста­новку цели (необходимо усвоить учебную программу, для чего нужно идти ка занятие), и вы осуществляете соответствующие действия (добираетесь до учебного заведе­ния). Поэтому данное действие называется простым волевым действием. Сложное волевое действие характеризуется тем, что между возникновением побужде­ния и исполнением действий наблюдается ряд процессов, вызывающих определенное внутреннее напряжение. Основными этапами сложного волевого действия выступают:

1. Возникновение побуждения.

2. Осознание ряда возможностей реализации мотива.

3. Борьба мотивов.

4. Принятие решения (постановка цели).

5. Выполнение действий.

Рассмотрим подробнее особенности каждого этапа сложного волевого действия.

1. Возникновение побуждения. Волевое поведение начинается с возникновения побуждения, сила и направленность которого определяются конфетными потребнос­тями, ценностями, обязательствами человека. волевое поведение —осознан­ное принятие решений с учетом всех составляющих мотивационной сферы челове­ка.

2. Осознание ряда возможностей реализации мотива. Данный этап связан с работой мышления и предполагает анализ различных вариантов реализации по­буждений. Это по­рождает так называемую «борьбу мотивов». 3. Борьба мотивов. Данный этап — один из ключевых процессов сложного воле­вого действия. Борьба мотивов наблюдается в ситуации, когда у человека актуализи­руются одинаковые по силе мотивы, но связанные с различными направлениями дея­тельности. БОРЬБА МОТИВОВ —

этап сложного волевого действия, характеризующийся возникновением равнозначных по силе мотивов и связанный с необходимостью выбора одного из них для принятия решения и осуществления деятельности.

4. Принятие решения (постановка цели). Условно можно сказать, что в ходе предыдущих этапов человек создавал основу для принятия решения. Принять реше­ние — значит сделать выбор в пользу одной альтернативы, отказавшись от других, и таким образом создать идеальный, желаемый образ результата. Принятие реше­ния во многом предполагает мобилизацию всех своих внутренних ресурсов на выпол­нение задуманного.

5. Выполнение действий. Неуспешно разрешенная борьба мотивов, необоснованно при­нятое решение не имеют никакой самостоятельной ценности, если нет практического исполнения задуманного. Поэтому согласимся со словами, что «сущность волевого действия лежит не в борьбе мотивов и принятии решения, а в его исполнении. Только тот, кто умеет приводить свои решения в исполнение, может считаться человеком с достаточно сильной волей» (А. И. Рогов).

Результаты любого волевого действия есть смысл рассматривать в двух аспектах. Один связан с конкретными практическими достижениями, с реализацией поставленной цели. Другой является не менее важным и касается оценки человеком своих действий и извлечения уроков на будущее Психологические особенности и развитие воли младших школьниковНа формирование волевых качеств младшего школьника оказывают влияние раз­личные факторы: учебная деятельность, характер межличностного взаимодействия в семье и школе, индивидуально-психологические особенности ребенка. Учитель на­чальных классов, как один из основных организаторов развивающей среды младшего школьника, играет особую роль и в формировании его различных волевых качеств.Развитие волевых качеств зависит от тех общих тенденций психического разви­тия, которые наблюдаются в младшем школьном возрасте. Необходимо помнить, что формирование воли происходит, в первую очередь, при решении задач ведущей дея­тельности возраста — учебной. Соответственно, на проявление и развитие волевых качеств младшего школьника влияют психологически обоснованные и методически продуманные указания учителя, благодаря которым ребенок учится последователь­ности, целенаправленности. Грамотные указания взрослого, предложение оптималь­ных (в т. ч. с учетом индивидуальных особенностей) способов работы над учебным материалом помогают ученику преодолевать возникающие трудности и достигать поставленных целей. Это позитивно стимулирует развитие воли.

Важнейшей задачей учителя является формирование навыков самостоятельной деятельности. Отсутствие самостоятельности может привести к повышенной внушае­мости, импульсивности, неуверенности. Не менее важно и создать условия для разви­тия у школьника терпения, настойчивости, усердия. Задания для ученика должны быть оптимальной сложности — не очень легкими и не очень сложными Только в этой ситуа­ции возможны формирование волевых усилий и активизация деятельности.

Воспитание направленности личности младшего школьника является важным ус­ловием развития его волевых качеств, являющихся стержневой стороной характера человека. Трудности, неизбежно встречающиеся на пути младшего школьника, дол­жны обернуться для него личностно значимой стороной. Только тогда начнет форми­роваться позитивная самооценка, ребенок будет становиться внутренне сильнее.

Важным волевым качеством младшего школьника является сдержанность. Про­является она в умении подчиняться требованиям взрослых. Следует помнить, что злостных нарушителей дисциплины в этом возрасте почти не бывает. Они возникают позднее — при невнимательном отношении к эмоционально-волевым особенностям и мотивации детей. Любые проблемы с поведением, с отношением к учебе следует анализировать, разъяснять пути решения и показывать, как себя правильно вести.

Учитель, стремящийся к развитию волевых качеств у учеников, должен соблю дать следующие педагогические правила:

□ не делать за ученика то, чему он должен научиться, а лишь создать условия для успеха его учебной деятельности;

□ активизировать самостоятельную работу ученика, направленную на достиже ние цели;

□ воспитывать привычку самоконтроля;

□ поощрять, стимулировать деятельность, вызывать чувство радости от дости­гнутого результата.