logo
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Современные теории личности

Взгляды в психологии на природу личности оформились в виде соответствующих теорий. В настоящее время в психологической науке существуют десятки теорий личности, в каждой из которых представлено свое обоснование содержательных и структур­ных характеристик человека. ПСИХОАНАЛИЗ — одна из наиболее популярных теорий в психологии, возникшая в конце 19 — начале 20 века благодаря работам австрийского психолога Зигмунда ФРЕЙДА. В основе психоанализа лежит идея о решающем значении в психической жизни человека бессознательных сил.

В структуре психики Фрейд выделял три уровня — сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознания состоит из переживаний, осознаваемых человеком в данный момент времени. По Фрейду, лишь незначительная часть психической жизни связана с этим уровнем. Уровень предсознания включает все, что не осознается человеком в данный момент времени, но может без особых усилий стать объектом осознания под влиянием воли или случайных событий. Этот уровень своего род буфер между сознанием и бессознательным.

Бессознательный уровень психики — самая значимая и влиятельная часть. Он вклю­чает инстинктивные побуждения, а также сильные эмоциональные переживания и вос­поминания, вытесненные в бессознание из-за того, что человек воспринимает их как угрозу для своего благополучия.

Фрейд настаивал, что самые значимые аспекты поведения человека определяются бессознательными побуждениями.Впоследствии наряду с выделением рассмотренных уровней психики, Фрейд выделил 3 структурных компонента личности: ИД, ЭГО и СУПЕРЭГО. ИД (в пер. с лат. — «ОНО») — означает исключительно примитивные, инстинктивные, врожденные аспекты личности. Ид полностью находится в бессознательном и определяется биологическими инстинкта­ми, которые наполняют жизнь энергией. Оно подчинено принципу удовольствия и направ­лено на немедленную разрядку основных побуждений, главное место среди которых занимают сексуальные и агрессивные. ЭГО — структура, обеспечивающая учет как побуждений ид, так и внешних условий и принимающая на основе этого решения, т. е. эго подчиняется принципу реальности. СУПЕРЭГО — компонент личности, включающий усвоенные человеком социальные нормы, ценности, стандарты поведения. Данный компонент включает 2 подкомпонента: совесть и эго-идеал. Совесть связана с наказанием человека за «неправильное» поведение, а эго-идеал — с теми устремлениями, за которые он поощряется.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, прису­щую только человеку. В рамках гуманистического подхода в психологии существуют различные взгляды, но их объединяют некоторые общие черты:

□ человек должен изучаться в своей целостности;

□ все исследования должны учитывать уникальность каждого человека, а потому использование стандартов, норм недопустимо;

□ каждый человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации;

□ человек обладает относительной независимостью от внешней среды и врожден­ных инстинктов благодаря своей воли, способности формировать свои ценности и смыслы.

К основным представителям гуманистической психологии можно отнести А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Э. Фромма, В. Франкла. Во многом гуманистическая психология противостоит теориям, признающим решающую роль тех сил, которыми человек не управляет. В противоположность этому гуманисты считают, что человек обладает внутренними ресурсами, чтобы быть ответственным за свою судьбу.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — теория, возникшая в советской науке и рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н Леонтьев). Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в различных аспектах (историческом, индивидуальном, социальном и т. д.).

Основные принципы деятельностного подхода:

□ принципы развития и историзма;

□ предметности;

D активности, включающей активность надситуативную как специфическую осо­бенность психики человека;

□ интериоризации — экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исто­рического опыта;

П единства строения внешней и внутренней деятельности;

□ системного анализа психики;

□ зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структу­ре деятельности.

СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД —направление в отечественной психологии, сторонники которого считают основной категорией психологии категорию субъекта деятельности и всей жизни. Разработка и введение данного подхода в психологию связано прежде всего с известным советским психологом С. Л. Рубинштейном. Он обосновал позицию, согласно которой человек «связывает» все аспекты своего жизненного пути и выступает активным «строителем» всей своей жизни. Введение понятия субъекта жизни позволило Рубинштейну раскрыть деятельную сущность человека, преодолеть созерцательный подход к личности и к ее жизни. Таким образом, в основе подхода Рубинштейна лежит идея об индивидуально активном человеке, т. е. о человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней.