logo
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Виды психологической готовности

Психологическая готовность к обучению в школе — комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являю­щихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую соци­альную среду и для формирования учебной деятельности. Иногда в психологии выделяют два вида психологической готовности к школьному обучению — специальную и общую. Для определения специальной готовности измеряются индивидуальные показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, ко­торые сопоставляются с возрастными стандартами. Если значения индивидуальных показателей не ниже нижней границы, ребенок признается готовым к школьному обуче­нию. Общую готовность характеризуют уровень произвольности деятельности, сфор-мированность навыков межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками, готовность к деловому сотрудничеству с учителем, положительное отно­шение к школе и учению и др.

По мнению А. Керна и Я. Йирасека, поступающий в школу ребенок должен быть зрелым в интеллектуальном, эмоциональном и социальном отношениях. Соответ­ственно, они выделяют три компонента готовности: интеллектуальная зрелость, эмо­ционально-волевая зрелость и социальная зрелость. Приведем их описание по книге А. К. Болотовой и И. В. Макаровой «Прикладная психология».

«Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприя­тие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона, концентра­цию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную коор­динацию.

Характерной особенностью интеллектуальной готовности к школе, является умение выделить учебную зада­чу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Эмоционально-волевая зрелость в основном понимается как уменьшение им­пульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлека­тельное задание. Среди факторов, обеспечивающих развитие волевой регуляции по­ведения дошкольников, — воспитание мотивов достижения цели, овладение детьми содержанием требований взрослых посредством «словесных инструкций, знаковых средств» (Л. С. Выготский). К социальной зрелости относятся: потребность ребенка в общении со сверстни­ками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность испол­нять роль ученика в ситуации школьного обучения. Также популярна позиция, согласно которой в структуре психологической готов­ности выделяют личностную и интеллектуальную готовность. Личностная готовность к школьному обучению выражается в сформированности внутренней позиции школь­ника (наличие устойчивого стремления «быть учеником», т. е. речь идет о мотиваци-онной готовности), произвольности поведения, способности взаимодействовать с другими людьми, отношении к себе. Таким образом, в данном подходе личностная готовность предполагает сформированность различных сфер личности (мотивационной, произвольной, социально-психологической и самосознания).

О. Б. Дарвиш , следующие компоненты:

□ интеллектуальная готовность (или, шире, — готовность познавательной сферы);

□ личностная (в том числе мотивационная);

□ социально-психологическая готовность;

□ готовность эмоционально-волевой сферы