logo
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Индивидуальный стиль деятельности педагога

Практически любая деятельность предполагает как усвоение стандартного мини­мума требований на установленном уровне, так и привнесение в деятельность свое­го уникального видения. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ —индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов, к которым сознательно или стихийно прибегает индивид для достижения наилучшего соответствия своей индивидуальности требованиям осуществляемой

деятельности.

Роль индивидуального стиля можно проанализировать через анализ его основ ных функций: 1) стиль представляет собой проявление целостности, индивидуально сти; 2) стиль связан с определенной направленностью и системой ценностей лично сти; 3) стиль выполняет компенсаторную функцию, помогая индивидуальности наи более эффективно приспособиться к требованиям среды (М. М. Кашапов).

Индивидуальный стиль деятельности педагога проявляется:

□ в динамических характеристиках поведения и деятельности (скорость реакции темп работы, эмоциональность общения и т. д.);

□ характере и типичности реакций на различные педагогические ситуаций;

□ выборе методов обучения и воспитания;

□ стиле педагогического общения;

□ манере поведения, мимике, жестах и других невербальных средствах общения;

□ предпочтении типичных видов поощрений и наказаний;

□ особенностях применения методов психолого-педагогического воздействия ни детей и др.

Индивидуальный стиль деятельности у каждого педагога формируется по своему уникальному сценарию, но все же иногда выделяют наиболее характерные виды сти-лей деятельности. Так, в основе классификации А. К. Марковой и А. Я. НиконовоИ стили выделяются на основе их содержательной и динамической характеристики, а также результативности деятельности. Приведем описание выделенных стилт представленное в одном из учебников по педагогической психологии: 1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процеи обучения, учитель недостаточно адекватен по отношению к конечным результатам; д/И урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный (хотя и важны» часто оставляет для самостоятельной работы учащихся, ориентируясь в основном ни сильных учеников. Деятельность учителя высоко оперативна: на уроке часто меняют» виды работы, практикуются коллективные обсуждения. 2. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на при цесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, не упуская закрепление, по» вторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, Н0 преобладает интуитивность над рефлексивностью. Учитель стремится активизирн вать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмете 3. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на про­цесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание ин­туитивности и рефлексивности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, не всегда придерживается высокого темпа проев» дения урока, не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам педагог меньше, говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвен­ным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. 4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными об» суждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствитель-ностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях ( Педагоги­ческая психология / под ред. Н. В. Клюевой. М., 2003. С. 167, 168).

Эффективным индивидуальным стилем педагогической деятельности можно счи­тать такой, который позволяет педагогу находить оптимальные способы развития мо­тивации учения и самовоспитания учащихся, быть гибким при разрешении разнохв-рактерных педагогических ситуаций, решать стоящие задачи деятельности на вы< 0 ком уровне, постоянно развиваться как в профессиональном, так и личностном плане