logo
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Привычки

Привычкой называют потребность человека совершать опреде­ленные действия. Привычка и навык во многом сходны — привычки также представляют собой автоматизированные спосс выполнения действий, закрепившиеся в результате многократ­ного повторения. В основе привычек также лежат динамические стереотипы. Но привычка — это навык, ставший потребностью. Если человек по. каким-либо причинам не выполняет привыч ных действий, у него возникают неприятные переживания, чувст во неудовлетворения. Навык есть возможность успешного осуи ствления действий, привычка — побуждение производить этиде? ствия. Например, навык умываться дает возможность ребеш делать это быстро и ловко. Привычка умываться заставляет ег делать это охотно и без принуждения. Различают гигиеничесн (или бытовые) привычки,, к которым относится утреннее умывг ние, мытье рук перед едой, утренняя гимнастика, привычка быт чистоплотным и опрятным, рано вставать, привычка быть всегл аккуратным, привычка следить, чтобы предметы домашнего объ хода, учебные принадлежности всегда были на месте, в хорошев, состоянии. Выделяют и нравственные привычки, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми, — вежливость, приветливость, постоянная готовность прийти на помощь другим людям, дис циплинированность.

Кроме полезных привычек, в неблагоприятных условиях воЫ питания могут формироваться и отрицательные, вредные при-* вычки: грубость, употребление вульгарных выражений, скверно словие, привычка употреблять слова-паразиты («значит», «так сказать», «и так далее»), привычная лень, курение, привычв капризничать, упрямиться.

Вот мы входим в класс, и сразу ясно, что класс организован, у детей выработаны привычки культурного поведения: они тихо встали, приветствуя нас, и так же тихо сели на места.

Учитель, если он видит, что у школьника появляется отрица­тельная привычка, немедленно принимает меры к ее пресечению и особенно стремится не допускать ее повторного проявления: ведь повторение —это основа выработки привычки.