Типы и причины педагогических конфликтов
Существуют разные типологии педагогических конфликтов. Так Н. В. Самоуки-на выделяет три группы педагогических конфликтов:
1. Мотивационные конфликты, возникающие по причине слабой мотивации учебной деятельности школьников.
2. Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе.
3. Конфликты взаимодействия учащихся между собой, учителей и школьников, учителей и администрации.
Другой автор, М. М. Рыбакова, связывает конфликты с различными педагогическими ситуациями, выделяя конфликты деятельности, конфликты поведения (поступков), конфликты отношений.
Педагогические конфликты могут возникать в разных системах отношений. По мнению Н. И. Леонова, собственно педагогическими можно считать конфликты, возникающие в системе «учитель — ученик», преодоление которых предполагает использование специфической технологии. Именно они являются самыми распространенными, разрешение которых требует от учителя определенного профессионального мастерства и психологической компетентности. Однако часто педагогическими называют конфликты и в других системах отношений: «учитель — классный коллектив», «учитель — учитель», «учитель — Я», «учебный класс — учебный класс».
Можно выделить следующие типы педагогических конфликтов:
□ в зависимости от участников конфликта — внутриличностные конфликты, межличностные, личностно-групповые и межгрупповые конфликты;
□ в зависимости от предмета конфликта — конфликты ценностей, конфликты интересов, конфликты средств достижения целей, конфликты потенциалов, конфликты правил взаимодействия;
□ в зависимости от социальных последствий — конструктивные конфликты (способствуют развитию социальной системы) и деструктивные конфликты (создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы);
□ в зависимости от длительности и напряженности конфликта — бурные быстротекущие конфликты, острые длительные конфликты, слабовыраженные и вялотекущие конфликты, слабовыраженные и быстротекущие конфликты.
Условия, которые порождают педагогические конфликты, можно рассматривать как предпосылки возникновения конфликтов. Предпосылки бывают объективные и субъективные. К объективным предпосылкам относятся условия и обстоятельства, в которых скрыты реальные объективные противоречия, являющиеся источниками конфликтной ситуации.
Субъективные предпосылки конфликта связаны с индивидуальными особенностями людей, имеющих свои специфические интересы и цели деятельности, черть характера и психологические качества, потребности и мотивы деятельности. В качестве субъективных предпосылок педагогического конфликта могут выступать отрицательное отношение к учителю и предмету, личностные и индивидуально-типологические особенности учителя и учащихся.
Причины педагогических конфликтов в различных системах отношений рассматривает Г. И. Козырев. Вслед за ним мы обозначим некоторые из них. В системе отношений «учитель — ученик»:
□ нарушение дисциплины на уроке;
□ плохое выполнение домашних заданий;
□ нездоровые отношения между учениками;
□ оскорбления со стороны учителя, грубость, несдержанность;
□ необъективность при оценке знаний;
□ неподготовленное домашнее задание или пропуски уроков.
Это наиболее типичные причины конфликтов в системе отношений «учитель — ученик». Однако, можно рассматривать специфические причины этих педагогических конфликтов, характерные для детей разных возрастных периодов (Ильин, Е. П. Психология Е. П. Ильин. СПб., 2004. С. 388—391).
В системе отношений «учитель — учитель»:
□ нетактичное отношение друг к другу;
□ неудобное расписание;
□ перекладывание чужих обязанностей;
□ неравномерное распределение педагогической нагрузки. В системе отношений «учитель — родители»:
□ самоустранение родителей от процесса обучения и воспитания;
□ предвзятое отношение к ребенку со стороны учителя.
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину