logo search
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Свойства темперамента

Значительная доля исследований, проводимых по проблеме темперамента, на­правлена на выявление его свойств.

Советские психологи Б. М. Теплое и В. Д. Небылицин в результате своих исследо­ваний пришли к выводу, что темперамент зависит от таких общих свойств нервной системы, как общая активность (скорость движений, познавательной деятельности, реакций при общении и др.) и эмоциональность (степень чувствительности челове­ка к происходящим событиям).

В 80-х годах 20 века В. М. Русалов в своих работах показывает, что общая психи­ческая активность выражается в эргичности (выносливости), пластичности (гибко­сти), темпе реакций и эмоциональности. Данные четыре свойства, по мнению учено­го, по-разному проявляются в трех основных сферах жизнедеятельности человека — психомоторной (манипулирование материальными объектами), коммуникативной (межличностное взаимодействие) и интеллектуальной (познавательная деятельность).

Во второй половине 20 века американские ученые А. Басе и Р. Пломин, показав, что в научной среде нет общепринятого понимания природы темперамента, устано­вили, что можно выделить пять критериев, на основе которых психическое проявле­ние можно отнести к темпераменту (Энциклопедия для детей. Т. 18. Человек. Ч. 2. М., 2003. С. 273). Во-первых, любое свойство темперамента генетически обусловлено и передается от родителей к детям. Во-вторых, темперамент проявляется в поведе­нии уже в раннем детстве. В-третьих, он неизменен на протяжении всей жизни. В-четвертых, темперамент, в отличие от многих других психологических особенно­стей, есть и у животных. Наконец, в-пятых, все свойства темперамента адаптивны, т. е. направлены на успешное приспособление человека к окружающей среде. На основе этих критериев ученые выделили четыре свойства темперамента: актив­ность — энергетический потенциал организма; эмоциональность — интенсивность реакций на происходящее; социабельность — легкость установления контактов с окружающими; импульсивность — склонность действовать по первому побужде­нию, под влиянием внешних условий или эмоций.

В психологической науке выделяются и некоторые другие свойства темперамента: сен-зитивность, реактивность и активность, темп реакций, интроверсия — экстраверсия и др. СЕНЗИТИВНОСТЬ —чувствительность психики, проявляемая при реагировании человека _ на внешние воздействия.

Характер реакции на одни и те же воздействия может быть различный. Кого-та может дестабилизировать незначительное событие, а у кого-то такое же событие на вызовет никаких сильных эмоциональных реакций. РЕАКТИВНОСТЬ —это свойство, характеризующее степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.

Например, критическое замечание, обидное слово, резкий неожиданный звук и т. д. В данном значении понятие реактивность совпадает с понятием импульсивность. Активность рассматривают как свойство, противоположное реактивности.

АКТИВНОСТЬ —степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей.

О соотношении реактивности и активности судят по тому, от чего в большей сте­пени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоя­тельств (от настроения, желаний, случайных событий) или от целей, намерений, стрем­лений, убеждений человека.

ТЕМП РЕАКЦИЙ —это свойство, определяемое скоростью протекания различных психических реакций и процессов (скорость движений, темп речи, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума).

ЭКСТРАВЕРСИЯ — ИНТРОВЕРСИЯ —свойство, характеризующее, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека: от внешних впечатлений, событий, других людей (направленность на внешний мир — экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, составляющих внутренний мир индивида (направленность на себя — интровертированность).

Можно выделить еще ряд свойств, но важнее указать, что темперамент характеризу­ет динамику протекания психических процессов и нашего поведения (т. е. он позволяет ответить на вопрос, КАК человек действует). Но сточки зрения содержательной стороны жизни важнее то, ЧТО человек делает. А это в большей степени определяется особенно­стями характера, мировоззрения, мотивационной сферы человека. В то же время это не принижает значимость знания психологических особенностей темперамента для реше­ния самых различных практических задач, в том числе в сфере образования.