logo search
konspekt_lektcii_psihologiya3

2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития

Ключевым вопросом возрастной психологии является вопрос факторов пси­хического развития. Фактор (от лат. factor — «делающий», «производящий») определяется как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, опре­деляющая его характер или отдельные черты. Основываясь на таком понимании, определим понятие «факторы психического развития».

Факторы психического развития основные причины каче­ственных изменений психических процессов и свойств личности.

Когда анализируют причины психического развития, используют не только понятие «факторы», но и понятие «движущие силы развитая». Иногда они рас­сматриваются как синонимы, иногда — как разные понятия. Например, в фило­софском словаре движущие силы развития определяются как «существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функциони­рование и прогресс». То есть в данном случае под движущими силами развития принимаются не все причины, а только наиболее существенные и длительно дей­ствующие.

Каковы же основные взгляды на факторы психического развития челове­ка? У нас нет возможности анализировать все подходы, сложившиеся в рамках

психологии. Мы лишь заметим, что крайние полюса образуют, с одной стороны, теории, которые в большей степени отстаивают генетическую обусловленность психического развития человека (так называемый «биологизаторский подход»), а с другой — теории, в которых доказывается определяющая роль среды («со- циологизаторский подход»). Но большинство теоретических построений все же исходит из того, что человек — существо биосоциальное (или является «обще­ственным животным», как заметил в свое время Сенека).

Таким образом, можно выделить две группы факторов психического разви­тия: биологические и социальные.

Биологические факторы делятся на две группы: наследственные и врож­денные Наследственные факторы включают те особенности, которые передают­ся по наследству: особенности строения нервной системы, органов чувств, фи­зические признаки, характерные для всех людей. Носителями наследственной информации являются гены. Врожденные особенности могут формироваться в процессе внутриутробного развития и проявляются в первые месяцы и даже годы жизни ребенка под воздействием травм, болезней, экологической ситуации, других условий.

Под социальными факторами принято понимать влияние микро- и макросре­ды. Микросреду образует ближайшее окружение, или, другими словами, различные контактные группы (семья, друзья, родственники, учащиеся в классе и т. д.). Макро­среда определяется теми политическими, экономическими, культурными, нацио­нальными и другими процессами, которые характерны для данного общества.

Необходимым условием психического развития выступает собственная ак­тивность личности. Человек как существо, наделенное самосознанием, способен выступать не пассивным объектом, воспринимающим воздействие биологических и социальных факторов, а активным субъектом. В практиче­ском плане это выражается в том, что человек, осознав особенности своего гено­типа и окружения, в значительной мере может влиять на свое развитие. Способы такого влияния могут быть различными (осознанный выбор сферы деятельности; формирование своего круга общения; получение нового жизненного опыта и т. д.). При этом, безусловно, нет смысла отрицать имеющиеся природные задатки и «раз­рывать» отношения со своим социальным кругом, а наоборот, используя весь имеющийся «позитив», преодолевать свои личностные ограничения и психоло­гические защиты.

Чаще всего в отечественной психологии признается, что биологические особен­ности человека составляют его природную основу, но ведущими в развитии являются

социальные факторы. При этом особый акцент при изучении делается на анализе основных противоречий возраста. Например, в возрасте одного года ребенок на- чинаетходить, он активно знакомится с окружающим миром, стремится кобщению со взрослыми, но ему не хватает знаков для полноценного общения и удовлетворе­ния растущих познавательно-исследовательских потребностей, поэтому ребенок начинает активно овладевать речью. В ситуации, когда автономную речь ребенка прекрасно понимают близкие родственники, когда она не является препятствием для удовлетворения потребностей, полноценная речь у ребенка не появля­ется — в этом просто нет никакой необходимости, у ребенка не возникает объ­ективного противоречия.

В ходе жизни человека могут возникнуть различные противоречия между:

- потребностями и внешними обстоятельствами;

- новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

- возросшими физическими способностями, духовными возможностями и ста­рыми формами деятельности;

- новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и на­выками (приводится по: Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. М., 2002. С. 50).

Именно основные противоречия возраста часто рассматриваются как движу­щие силы психического развития ребенка. Они же во многом определяют и особенности социальной ситуации развития возраста.

Важнейшей движущей силой развития ребенка выступает противоречие меж­ду его актуальным и потенциальным уровнем развития. В основе разрешения этого противоречия лежит сотрудничество ребенка со взрослым, определяющее зону ближайшего развития.

Зона ближайшего развития реально имеющиеся у ребенка воз- можности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при содействии со стороны окружающих людей.

Благодаря взаимодействию со взрослыми дети быстрее и глубже осваивают новую деятельность, у них развиваются различные способности, формируются умения и навыки. Понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским и непосредственно связано со взглядами ученого на проблему соотношения обу­чения и развития. По Л. С. Выготскому, обучение — движущая сила психического развития. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, т. е. пробуждает у ребенка внутренние процессы развития. «Обучение только тогда хорошо, — писал Л. С. Выготский, — когда оно идет впереди раз­вития». Тогда оно побуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.

Психическое развитие всегда имеет индивидуальные особенности. В то же время, по мнению Л. С. Выготского, можно выделить четыре общие и существен­ные особенности (или закономерности) психического развития

1. Цикличность. Психическое развитие представляет собой чередование периодов подъема, интенсивных изменений в психике и периодов замедления, затухания. Такая цикличность развития характерна как для отдельных психиче- ских'функций (памяти, речи, мышления и т. д.), так и для развития психики ребен­ка в целом. Темп и содержание развития в каждом возрастном периоде имеют свою специфику, а потому ценность каждого года или месяца жизни различна (6 месяцев отставания в раннем детстве намного существеннее, нежели в зре­лом возрасте).

  1. Неравномерность развития. Психическое развитие нельзя назвать гар­моничным в том смысле, что разные психические процессы и свойства личности развиваются неравномерно и непропорционально. Например, на какой-то стадии У человека интеллектуальное развитие может «опережать» формирование нрав­ственных качеств, волевых свойств и других личностных характеристик. С другой стороны, такое несоответствие вызывает соответствующие противоречия, разре­шение которых ведет к развитию, изменению соотношения между психическими функциями, построению межфункциональных связей и т. д.

  2. «Метаморфозы» в развитии. Психическое развитие представляет со­бой цепь качественных изменений, превращений одной формы психической жиз­ни в другую. Эти превращения (метаморфозы) происходят постоянно, но в одни периоды они проявляют себя отчетливо, а в другие — практически незаметны. Это и указывает на постоянную динамику внутреннего мира ребенка.

  3. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребен­ка. Психическое развитие предполагает не только «развертывание» (эволюцию) новых психических явлений, но и отмирание или преобразование (инволюцию) предыдущих. То, что было важным и определяющим для развития ребенка на какой-то возрастной стадии, на последующей либо отмирает, либо преобразует­ся. Так, если ребенок научился говорить, он перестает лепетать. В случае если инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возрастной период, проявляет в поведении и общении нераз­витость и неадекватность.