2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
По мнению Д. Б. Эльконина, важнейшим новообразованием дошкольного возраста является потребность в общественно-значимой и оцениваемой деятельности. Центральными новообразованиями этого периода часто признаются соподчинение мотивов и развитие самосознания ребенка. Соподчинение мотивов означает появление устойчивых (надситуативных) мотивов, которые формируют направленность личности. Развитие самосознания проявляется в способности соотносить свое поведение с нравственными ожиданиями взрослых, в построении на этой основе самооценки, в осознании нравственных норм, в способности воспринимать себя во временной перспективе.
В качестве других возрастных новообразований также выделяются: о развитие произвольности, выражающейся в способности приостанавливать аффективную, непосредственную реакцию для оценки ситуации и прогнозирования последствия своего поведения в ней;
п обобщение и дифференциация переживаний, связанных с развитием чувств; □ нравственное развитие, при котором наблюдается не простое принятие норм и правил, а их осознание;
п социализированная речь, в основе которой в отличие от эгоцентричной речи, лежит способность учитывать позиции других людей.
Развитие познавательных процессов дошкольников-
В познавательной сфере у ребенка наблюдаются следующие изменения: 1. Восприятие становится более осмысленным и произвольным; активно осваиваются сенсорные эталоны, позволяющие более точно оценивать цвет, форму и величину объектов. Освоение сенсорных эталонов (под ними понимаются общепринятые образцы внешних свойств предметов, выработанные человечеством)
лежит в основе развития ощущения и восприятия. В них закреплены наиболее существенные, главные качества предметов. Ребенок знакомится с сенсорными эталонами в процессе деятельности, предполагающей ориентировку в свойствах предметов и их обследование. Примерами сенсорных эталонов являются: система геометрических форм (треугольник, квадрат, круг и т. д.); основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.); звуки родного языка; зву- ковысотная шкала музыкальных звуков («до», «ре», «ми» и т. д.) и др.
Благодаря развитию речи и познавательных интересов повышаются концентрация, объем, устойчивость внимания, развивается произвольное внимание (развитие произвольного внимания связано с развитием речи, пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели, освоением норм и правил поведения, со становлением волевого действия, со способностью сосредотачиваться на действия, которые имеют для дошкольников интеллектуальное значение).
Память, по мнению Л. С. Выготского, в дошкольном возрасте является доминирующим психическим процессом. Благодаря ей ребенок с легкостью запоминает самый разнообразный материал. К концу возрастного периода все более активно начинает развиваться способность к произвольному запоминанию.
Развитие различных видов мышления идет по следующим направлениям: происходит дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения, наблюдается улучшение наглядно- образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти, начинает активно формироваться словеснскпогическое мышление путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
Очень активно развивается речь, возрастает ее выразительность, логичность, осознанность, значительно расширяется словарный запас.
Благодаря игре, изобразительной деятельности развивается воображение дошкольника, которому свойственны яркая эмоциональная окраска, фантазии. В развитии воображения в дошкольном детстве выделяются две стадии (приводится по: Психология человека от рождения до смерти / [под ред. А. А. Реана]. СПб., 2005. С. 120—121). Первая стадия (от 2 до 4 лет) имеет преобладание непроизвольного характера возникновения представлений. Образы воображения у ребенка, как правило, формируются непроизвольно, спонтанно, определяются ситуацией, в которой он находится. Вторая стадия (от 4 до 6 лет) связана с появлением активных форм воображения, когда оно становится произвольным.
Первоначально возникновение активных форм воображения связано с инициативой, исходящей со стороны взрослого. Позднее сам ребенок начинает использовать произвольное воображение без участия взрослых.
Развитие мотиваиионной сферы дсшкольниксвт
Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем возрасте, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, и при этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.
К числу новообразований в мотивационной сфере дошкольника относится и проявление новых, типичных для дошкольного возраста мотивов. В дошкольном возрасте в основе поведения ребенка лежат следующие мотивы:
Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, их стремлением быть похожими на взрослых.
Игровые мотивы. Они связаны с интересом к самому процессу игры. Игровые мотивы переплетаются со стремление ребенка действовать, как взрослый. Выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства.
Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с окружающими, так как хорошее отношение со стороны окружающих очень необходимо ребенку.
Мотивы самоутверждения — это мотивы, связанные с притязанием ребенка на уважение и внимание других. Одно из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на исполнение главных ролей в играх.
Соревновательные мотивы — это стремление ребенка выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление проявляется у старших дошкольников, что связано с овладением ими играми с правилами, спортивными играми, которые включают в себя соревнование.
Познавательные мотивы — это стремление получить новые сведения об окружающем мире. Уже в 3—4 года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?», «А как?», «Зачем?» и т. п. Позднее преобладающим вопросом становится: «Почему?».
Нравственные мотивы проявляются в выражении отношения ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей.
Общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
Итак, в дошкольном возрасте появляются новые мотивы поведения. Мотивы эти, однако, не рядоположны, они вступают в определенные взаимоотношения, соподчинения: одни из них начинают преобладать над другими; складывается определенная система мотивов. Возникающая иерархия мотивов придает направленность всему поведению и формирует определенную позицию отношений ребенка к другим и к себе. Конечно, после того как возникло соподчинение мотивов, ребенок необязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие. Ребенок может отказаться от привлекательной игры ради более важного занятия, одобряемого взрослым.
Развитие эмоциональной сферы дошкольника-
В дошкольном возрасте так же, как и в раннем детстве, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.
Внешнее выражение чувств у ребенка по сравнению со взрослым человеком носит более бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Чувства ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут; бурное веселье нередко сменяется слезами.
Чувства дошкольника теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П. М. Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить в ближайшем будущем. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.
Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием мотивационной и познавательной сфер личности, а также с развитием самосознания. Несоответствие стремлений к высокой самооценке и успехов в деятельности может быть источником отрицательных реакций.
Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными и обобщенными. Слово помогает дошкольнику управлять своими эмоциями. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления — слезы, можно заметить у ребенка в 3—4 года. Старший дошкольник в известной степени начинает контролировать выражение эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. Вместе с тем дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно.
В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества.
Таким образом, развитие эмоциональной сферы в дошкольном детстве идет очень интенсивно и по различным направлениям. Одним из важнейших направлений является развитие высших чувств дошкольников (интеллектуальных, эстетических, моральных), которое тесно связано с формированием понятий о плохом и хорошем, красивом и некрасивом, а также — с развитием познавательных потребностей.
Для дошкольников характерна слитность высших чувств. Ребенок оценивает как «хорошее» объекты и явления, которые вызывают у него эстетические (хороший — значит красивый), этические (хороший — значит добрый), интеллектуальные (хороший — значит интересный) переживания. Один и тот же объект вызывает переживание, в котором слиты эстетические, этические, познавательные чувства. В дальнейшем с формированием умения анализировать и давать оценку в соответствии со специфическими нравственными или эстетическими критериями синкретическое (слитное) чувство дифференцируется на эстетическое, этическое, интеллектуальное. Высшие чувства начинают формироваться с 2—3-летнего возраста.
Чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности, называются интеллектуальными. К ним относят любопытство, любознательность, удивление, чувство нового, чувство юмора. Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия. Эстетические чувства проявляются в эмоциональном отношении к героическому, комическому, безобразному в природе, в жизни, в искусстве, в процессе восприятия и творчества. Развитие моральных чувств тесно связано с характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Эти переживания связаны с удовлетворением или неудовлетворением их стремлений соблюдать требования общественной жизни. К этим чувствам относятся чувство долга, сочувствие, отзывчивость, забота о других и др.
К концу дошкольного возраста высшие чувства все чаще влияют на мотивы поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим и эстетическим требованиям общества.
Развитие волевой сферы дошкольника
В развитии воли и в формировании произвольного поведения в дошкольном детстве можно выделить ряд этапов.
Развитие целеполагания как начального этапа волевого действия.
У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих. Как подчеркивает Л. С. Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком.
Овладение планированием для реализации волевого действия.
Выполнение волевых действий зависит от речевого планирования и регуляции.
Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает
себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижения цели. Речь далеко не сразу приобретает в поведении ребенка это регулирующее значение. Ребенок овладевает умением словесно направлять и регулировать собственные действия, применяя к себе самому те формы управления поведением, которые раньше к нему применяли взрослые.
3. Развитие действий контроля в осуществлении волевого действия.
Первые предпосылки контроля за своим поведением возникают еще в раннем возрасте и вызваны стремлением ребенка к самостоятельности.
В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять свои ошибки. В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии:
освоение способов самопроверки;
развитие потребности проверять и корректировать свою работу.
Дошкольный возраст — это время, когда сознательное управление своим поведением только начинает складываться. Волевые действия сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными. Дошкольники часто не отдают себе отчета в том, что именно и как они делают. Собственные действия проходят мимо их сознания. Для регуляции собственного поведения ребенку необходима внешняя опора. В качестве такой опоры могут выступать роль в сюжетной игре, правила в дидактических и подвижных играх, а у старших дошкольников — «образ себя» во времени («что хотел сделать», «что делаю или сделал», «что буду делать»).
Ребенку без содействия взрослого сложно научиться управлять своим поведением. Осознать свою деятельность и себя в ней он может только в общении и совместной деятельности с другими людьми. Развитие воли происходит во всех видах деятельности, где ребенок должен сдерживать свои побуждения и достигать поставленной цели.
Развитию воли дошкольника способствуют ситуации выбора, которые могут быть созданы взрослыми. Они побуждают ребенка учиться, самостоятельно принимать решения, представлять разные варианты своего действия, осознавать свое желание.
Показатели благоприятного (неблагоприятного) развития. В дошкольном возрасте усиливается стремление ребенка к познанию окружающего мира. Внешняя активность ребенка связана как с дальнейшим познанием предметного мира, так и с изучением мира отношений между людьми. Если эти стремления
дошкольника реализуются, у него, по мнению Э. Эриксона, формируется инициатива. В обратном случае, когда его активность «тормозится», любопытство пресекается необоснованными наказаниями, у него могут сформироваться пассивность и чувство вины.
Кризис семи лет. В основе кризиса семи лет лежит симптом, который Л. С. Выготский обозначил как «симптом потери непосредственности». Он заключается в том, что между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент — прогнозирование последствий деятельности. Ребенок как бы задается вопросом: «Как мои действия будут восприняты взрослыми и понравится ли это мне?». Другими словами, впервые отчетливо проявляется эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Дошкольник утрачивает ту непосредственность, спонтанность, непроизвольность, которая ему была преимущественно свойственна до этого. Во многом это обусловлено развитием рефлексии, осознанием себя, попыткой понять мотивы и объяснить те или иные поступки других людей. В качестве симптомов кризиса семи лет выделяются: 1) потеря непосредственности (по Л. С. Выготскому) (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка); 2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, что- то скрывает); 3) симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается этого не показать). Ребенок может начать замыкаться, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения, становится неуправляемым.
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46