logo search
konspekt_lektcii_psihologiya3

2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника

По мнению Д. Б. Эльконина, важнейшим новообразованием дошкольного возраста является потребность в общественно-значимой и оцениваемой дея­тельности. Центральными новообразованиями этого периода часто признаются соподчинение мотивов и развитие самосознания ребенка. Соподчинение мотивов означает появление устойчивых (надситуативных) мотивов, которые формируют направленность личности. Развитие самосознания проявляется в способности соотносить свое поведение с нравственными ожиданиями взрослых, в построе­нии на этой основе самооценки, в осознании нравственных норм, в способности воспринимать себя во временной перспективе.

В качестве других возрастных новообразований также выделяются: о развитие произвольности, выражающейся в способности приостанавливать аффективную, непосредственную реакцию для оценки ситуации и прогнозирова­ния последствия своего поведения в ней;

п обобщение и дифференциация переживаний, связанных с развитием чувств; □ нравственное развитие, при котором наблюдается не простое принятие норм и правил, а их осознание;

п социализированная речь, в основе которой в отличие от эгоцентричной ре­чи, лежит способность учитывать позиции других людей.

Развитие познавательных процессов дошкольников-

В познавательной сфере у ребенка наблюдаются следующие изменения: 1. Восприятие становится более осмысленным и произвольным; активно осваиваются сенсорные эталоны, позволяющие более точно оценивать цвет, форму и величину объектов. Освоение сенсорных эталонов (под ними понимаются общепринятые образцы внешних свойств предметов, выработанные человечеством)

лежит в основе развития ощущения и восприятия. В них закреплены наиболее существенные, главные качества предметов. Ребенок знакомится с сенсорны­ми эталонами в процессе деятельности, предполагающей ориентировку в свой­ствах предметов и их обследование. Примерами сенсорных эталонов являют­ся: система геометрических форм (треугольник, квадрат, круг и т. д.); основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.); звуки родного языка; зву- ковысотная шкала музыкальных звуков («до», «ре», «ми» и т. д.) и др.

  1. Благодаря развитию речи и познавательных интересов повышаются кон­центрация, объем, устойчивость внимания, развивается произвольное внимание (развитие произвольного внимания связано с развитием речи, пониманием значе­ния предстоящей деятельности, осознанием ее цели, освоением норм и правил по­ведения, со становлением волевого действия, со способностью сосредотачиваться на действия, которые имеют для дошкольников интеллектуальное значение).

  2. Память, по мнению Л. С. Выготского, в дошкольном возрасте является доминирующим психическим процессом. Благодаря ей ребенок с легкостью запо­минает самый разнообразный материал. К концу возрастного периода все более активно начинает развиваться способность к произвольному запоминанию.

  3. Развитие различных видов мышления идет по следующим направлени­ям: происходит дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышле­ния на базе развивающегося воображения, наблюдается улучшение наглядно- образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти, начинает активно формироваться словеснскпогическое мышление путем исполь­зования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

  4. Очень активно развивается речь, возрастает ее выразительность, логич­ность, осознанность, значительно расширяется словарный запас.

  5. Благодаря игре, изобразительной деятельности развивается воображение дошкольника, которому свойственны яркая эмоциональная окраска, фантазии. В развитии воображения в дошкольном детстве выделяются две стадии (приво­дится по: Психология человека от рождения до смерти / [под ред. А. А. Реана]. СПб., 2005. С. 120—121). Первая стадия (от 2 до 4 лет) имеет преобладание непроизвольного характера возникновения представлений. Образы воображения у ребенка, как правило, формируются непроизвольно, спонтанно, определяются ситуацией, в которой он находится. Вторая стадия (от 4 до 6 лет) связана с по­явлением активных форм воображения, когда оно становится произвольным.

Первоначально возникновение активных форм воображения связано с инициа­тивой, исходящей со стороны взрослого. Позднее сам ребенок начинает исполь­зовать произвольное воображение без участия взрослых.

Развитие мотиваиионной сферы дсшкольниксвт

Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении до­школьного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребе­нок в раннем возрасте, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, и при этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника стано­вятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.

К числу новообразований в мотивационной сфере дошкольника относится и проявление новых, типичных для дошкольного возраста мотивов. В дошколь­ном возрасте в основе поведения ребенка лежат следующие мотивы:

  1. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, их стремлением быть похожими на взрослых.

  2. Игровые мотивы. Они связаны с интересом к самому процессу игры. Игро­вые мотивы переплетаются со стремление ребенка действовать, как взрослый. Выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ре­бенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства.

  3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с окружающими, так как хорошее отношение со стороны окружающих очень необходимо ребенку.

  4. Мотивы самоутверждения — это мотивы, связанные с притязанием ре­бенка на уважение и внимание других. Одно из проявлений стремления к само­утверждению — притязания детей на исполнение главных ролей в играх.

  5. Соревновательные мотивы — это стремление ребенка выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление проявляется у старших дошкольников, что связано с овладением ими играми с правилами, спортивными играми, которые включают в себя соревнование.

  6. Познавательные мотивы — это стремление получить новые сведения об окружающем мире. Уже в 3—4 года ребенок может буквально засыпать окружаю­щих вопросами: «Что это?», «А как?», «Зачем?» и т. п. Позднее преобладающим вопросом становится: «Почему?».

  7. Нравственные мотивы проявляются в выражении отношения ребенка к дру­гим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведе­ния, пониманием значения своих поступков для других людей.

  8. Общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, при­нести им пользу.

Итак, в дошкольном возрасте появляются новые мотивы поведения. Мотивы эти, однако, не рядоположны, они вступают в определенные взаимоотношения, соподчинения: одни из них начинают преобладать над другими; складывается определенная система мотивов. Возникающая иерархия мотивов придает на­правленность всему поведению и формирует определенную позицию отношений ребенка к другим и к себе. Конечно, после того как возникло соподчинение моти­вов, ребенок необязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека обнару­живается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие. Ребенок может отказаться от привлекательной игры ради более важного занятия, одобряемого взрослым.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника-

В дошкольном возрасте так же, как и в раннем детстве, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразитель­ность. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.

Внешнее выражение чувств у ребенка по сравнению со взрослым человеком носит более бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Чувства ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут; бурное веселье нередко сменяется слезами.

Чувства дошкольника теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные об­стоятельства (П. М. Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное пред­восхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результа­тов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить в ближайшем будущем. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положитель­ную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрес­сии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что по­могает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием мотивационной и познавательной сфер личности, а также с развитием самосознания. Несоответ­ствие стремлений к высокой самооценке и успехов в деятельности может быть источником отрицательных реакций.

Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуали­зацию, когда они становятся более осознанными и обобщенными. Слово помо­гает дошкольнику управлять своими эмоциями. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления — слезы, можно заметить у ребенка в 3—4 года. Старший дошкольник в известной степени начинает контролиро­вать выражение эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. Вместе с тем дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потреб­ностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно.

В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, по­явление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества.

Таким образом, развитие эмоциональной сферы в дошкольном детстве идет очень интенсивно и по различным направлениям. Одним из важнейших направ­лений является развитие высших чувств дошкольников (интеллектуальных, эсте­тических, моральных), которое тесно связано с формированием понятий о пло­хом и хорошем, красивом и некрасивом, а также — с развитием познавательных потребностей.

Для дошкольников характерна слитность высших чувств. Ребенок оценивает как «хорошее» объекты и явления, которые вызывают у него эстетические (хо­роший — значит красивый), этические (хороший — значит добрый), интеллек­туальные (хороший — значит интересный) переживания. Один и тот же объект вызывает переживание, в котором слиты эстетические, этические, познаватель­ные чувства. В дальнейшем с формированием умения анализировать и давать оценку в соответствии со специфическими нравственными или эстетическими критериями синкретическое (слитное) чувство дифференцируется на эстетиче­ское, этическое, интеллектуальное. Высшие чувства начинают формировать­ся с 2—3-летнего возраста.

Чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности, называют­ся интеллектуальными. К ним относят любопытство, любознательность, удивле­ние, чувство нового, чувство юмора. Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и ху­дожественного восприятия. Эстетические чувства проявляются в эмоциональном отношении к героическому, комическому, безобразному в природе, в жизни, в ис­кусстве, в процессе восприятия и творчества. Развитие моральных чувств тесно связано с характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Эти переживания связаны с удовлетворением или неудовлетворением их стрем­лений соблюдать требования общественной жизни. К этим чувствам относятся чувство долга, сочувствие, отзывчивость, забота о других и др.

К концу дошкольного возраста высшие чувства все чаще влияют на мотивы поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, дей­ствий, желаний ребенка сообразно установленным этическим и эстетическим требованиям общества.

Развитие волевой сферы дошкольника

В развитии воли и в формировании произвольного поведения в дошкольном детстве можно выделить ряд этапов.

  1. Развитие целеполагания как начального этапа волевого действия.

У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, ини­циативной постановки целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих. Как подчеркивает Л. С. Выготский, самым харак­терным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведе­ния, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком.

  1. Овладение планированием для реализации волевого действия.

Выполнение волевых действий зависит от речевого планирования и регуляции.

Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает

себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижения цели. Речь далеко не сразу приобретает в поведении ребенка это ре­гулирующее значение. Ребенок овладевает умением словесно направлять и регу­лировать собственные действия, применяя к себе самому те формы управления поведением, которые раньше к нему применяли взрослые.

3. Развитие действий контроля в осуществлении волевого действия.

Первые предпосылки контроля за своим поведением возникают еще в ран­нем возрасте и вызваны стремлением ребенка к самостоятельности.

В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необхо­димостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и ис­правлять свои ошибки. В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии:

  1. освоение способов самопроверки;

  2. развитие потребности проверять и корректировать свою работу.

Дошкольный возраст — это время, когда сознательное управление своим по­ведением только начинает складываться. Волевые действия сосуществуют с дей­ствиями непреднамеренными, импульсивными. Дошкольники часто не отдают себе отчета в том, что именно и как они делают. Собственные действия проходят мимо их сознания. Для регуляции собственного поведения ребенку необходима внешняя опора. В качестве такой опоры могут выступать роль в сюжетной игре, правила в дидактических и подвижных играх, а у старших дошкольников — «образ себя» во времени («что хотел сделать», «что делаю или сделал», «что буду делать»).

Ребенку без содействия взрослого сложно научиться управлять своим по­ведением. Осознать свою деятельность и себя в ней он может только в обще­нии и совместной деятельности с другими людьми. Развитие воли происходит во всех видах деятельности, где ребенок должен сдерживать свои побуждения и достигать поставленной цели.

Развитию воли дошкольника способствуют ситуации выбора, которые могут быть созданы взрослыми. Они побуждают ребенка учиться, самостоятельно при­нимать решения, представлять разные варианты своего действия, осознавать свое желание.

Показатели благоприятного (неблагоприятного) развития. В дошколь­ном возрасте усиливается стремление ребенка к познанию окружающего мира. Внешняя активность ребенка связана как с дальнейшим познанием предметного мира, так и с изучением мира отношений между людьми. Если эти стремления

дошкольника реализуются, у него, по мнению Э. Эриксона, формируется ини­циатива. В обратном случае, когда его активность «тормозится», любопытство пресекается необоснованными наказаниями, у него могут сформироваться пас­сивность и чувство вины.

Кризис семи лет. В основе кризиса семи лет лежит симптом, который Л. С. Выготский обозначил как «симптом потери непосредственности». Он за­ключается в том, что между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент — прогнозирование последствий деятельности. Ребе­нок как бы задается вопросом: «Как мои действия будут восприняты взрослыми и понравится ли это мне?». Другими словами, впервые отчетливо проявляется эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Дошкольник утра­чивает ту непосредственность, спонтанность, непроизвольность, которая ему была преимущественно свойственна до этого. Во многом это обусловлено раз­витием рефлексии, осознанием себя, попыткой понять мотивы и объяснить те или иные поступки других людей. В качестве симптомов кризиса семи лет вы­деляются: 1) потеря непосредственности (по Л. С. Выготскому) (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка); 2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, что- то скрывает); 3) симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается это­го не показать). Ребенок может начать замыкаться, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения, становится неуправляемым.