logo search
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Стадии протекания конфликта

Обычно в педагогическом конфликте выделяют 4 стадии развития:

1. Предконфликтная стадия.

2. Собственно конфликт.

3. Разрешение конфликта.

4. Послеконфликтная стадия. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Предконфликтная стадия (ситуация) — рост напряженности в отношениях меж­ду потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоре­чиями, т. е. конфликтная ситуация. Стадия разрешения конфликта. На определенной стадии конфликта наступает момент, когда конфликтующие стороны начинают понимать, что возможности их са­мих и противника изменились или они не такие, какими казались. Значит необходимо переоценить ценности, так как осознание реальной ситуации и новых взаимоотноше­ний не позволяет достичь цели или цена успеха непомерно велика. Это приводит к изменению тактики и стратегии конфликтного поведения. С этого момента начина­ется процесс завершения конфликта.

Конфликт продолжается до тех пор, пока не появятся реальные условия его пре­кращения. Конфликт может прекратиться с изменением конфликтной ситуации. Но тогда возникает возможность возникновения нового конфликта, связанного с но­вой конфликтной ситуацией. Признаком окончания конфликта является завершение инцидента, т. е. повода для возникновения конфликта. Но конфликт будет завершен тогда, когда исчерпан инцидент и устранена конфликтная ситуация. Следует отли­чать завершение инцидента от перерывов в его течении, развитии (один из оппонен­тов ушел в отпуск, заболел).

Послеконфликтная стадия Ее наличие зависит от того, насколько стороны кон­фликта (оппоненты) удовлетворены или неудовлетворены его разрешением. Некото­рое время напряженность еще сохраняется, особенно, если стороны считают, что остались ущемлены их интересы. В этом случае конфликт может возникнуть снова и с новой силой. Для этого достаточно незначительного повода.

В педагогическом взаимодействии очень важно помнить о том, что конфликт, как пожар, легче предотвратить, чем погасить. В урегулировании и разрешении педаго­гического конфликта велика роль педагога. Ему, как наиболее профессионально под­готовленному, должна принадлежать инициатива урегулирования конфликта. Глав­ная задача педагога — превратить деструктивный конфликт в конструктивный. Для этого необходимо:

1. Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга, снизить эмоци­ональное напряжение.

2. Провести диалог для уточнения отношений, позиций, намерений, целей друг друга.

3. Организовать взаимодействие, т. е. совместную деятельность всех оппонен­тов, направленную на решение конфликта. При осуществлении программы разрешения педагогического конфликта необ­ходимо придерживаться правил поведения в конфликте. Вот некоторые из них:

1. Не отвечать агрессией на агрессию, конфликтогеном на конфликтоген.

2. Не оскорблять и не унижать оппонента ни'словом, ни жестом, ни взглядом.

3. Соблюдать такт и корректность по отношению к оппоненту.

4. Давать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушать его пре­тензии, не перебивать без надобности.

5. Проявлять эмпатию, стараться выразить свое понимание и соучастие в связи возникшими у оппонента трудностями.

6. Не навязывать свою точку зрения, искать истину вместе.

7. Не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов и готовых рецептов» решения проблемы, а стараться выстраивать логику рассуждения так,

чтобы оппонент сам находил нужные решения.

8. В своих доводах опираться только на факты, а не на слухи и чужие мнения. Негативное влияние на развитие личности педагога оказывает так называемая кон­сервация конфликта, когда он настаивает на своем и категорически не собирается ме­нять свое поведение. Такое поведение не только не способствует разрешению конфлик­та, но и тормозит в целом личностный рост учителя. Успешно разрешенный конфликт улучшает психологический климат в коллективе и приводит к росту взаимопонимания