Стадии протекания конфликта
Обычно в педагогическом конфликте выделяют 4 стадии развития:
1. Предконфликтная стадия.
2. Собственно конфликт.
3. Разрешение конфликта.
4. Послеконфликтная стадия. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Предконфликтная стадия (ситуация) — рост напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями, т. е. конфликтная ситуация. Стадия разрешения конфликта. На определенной стадии конфликта наступает момент, когда конфликтующие стороны начинают понимать, что возможности их самих и противника изменились или они не такие, какими казались. Значит необходимо переоценить ценности, так как осознание реальной ситуации и новых взаимоотношений не позволяет достичь цели или цена успеха непомерно велика. Это приводит к изменению тактики и стратегии конфликтного поведения. С этого момента начинается процесс завершения конфликта.
Конфликт продолжается до тех пор, пока не появятся реальные условия его прекращения. Конфликт может прекратиться с изменением конфликтной ситуации. Но тогда возникает возможность возникновения нового конфликта, связанного с новой конфликтной ситуацией. Признаком окончания конфликта является завершение инцидента, т. е. повода для возникновения конфликта. Но конфликт будет завершен тогда, когда исчерпан инцидент и устранена конфликтная ситуация. Следует отличать завершение инцидента от перерывов в его течении, развитии (один из оппонентов ушел в отпуск, заболел).
Послеконфликтная стадия Ее наличие зависит от того, насколько стороны конфликта (оппоненты) удовлетворены или неудовлетворены его разрешением. Некоторое время напряженность еще сохраняется, особенно, если стороны считают, что остались ущемлены их интересы. В этом случае конфликт может возникнуть снова и с новой силой. Для этого достаточно незначительного повода.
В педагогическом взаимодействии очень важно помнить о том, что конфликт, как пожар, легче предотвратить, чем погасить. В урегулировании и разрешении педагогического конфликта велика роль педагога. Ему, как наиболее профессионально подготовленному, должна принадлежать инициатива урегулирования конфликта. Главная задача педагога — превратить деструктивный конфликт в конструктивный. Для этого необходимо:
1. Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга, снизить эмоциональное напряжение.
2. Провести диалог для уточнения отношений, позиций, намерений, целей друг друга.
3. Организовать взаимодействие, т. е. совместную деятельность всех оппонентов, направленную на решение конфликта. При осуществлении программы разрешения педагогического конфликта необходимо придерживаться правил поведения в конфликте. Вот некоторые из них:
1. Не отвечать агрессией на агрессию, конфликтогеном на конфликтоген.
2. Не оскорблять и не унижать оппонента ни'словом, ни жестом, ни взглядом.
3. Соблюдать такт и корректность по отношению к оппоненту.
4. Давать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушать его претензии, не перебивать без надобности.
5. Проявлять эмпатию, стараться выразить свое понимание и соучастие в связи возникшими у оппонента трудностями.
6. Не навязывать свою точку зрения, искать истину вместе.
7. Не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов и готовых рецептов» решения проблемы, а стараться выстраивать логику рассуждения так,
чтобы оппонент сам находил нужные решения.
8. В своих доводах опираться только на факты, а не на слухи и чужие мнения. Негативное влияние на развитие личности педагога оказывает так называемая консервация конфликта, когда он настаивает на своем и категорически не собирается менять свое поведение. Такое поведение не только не способствует разрешению конфликта, но и тормозит в целом личностный рост учителя. Успешно разрешенный конфликт улучшает психологический климат в коллективе и приводит к росту взаимопонимания
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину