4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
В психологии есть разные взгляды на основные факторы психического развития человека. Отечественные ученые, признающие социальную обусловленность психического развития человека, в качестве одного из ведущих факторов выделяют деятельность (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др.). Ими признается большая роль деятельности, осуществляемой человеком, в развитии его психических процессов и свойств.
Деятельность — активное взаимодействие индивида с внешней средой, направленное на ее преобразование в соответствии с потребностями.
В качестве основных характеристик деятельности выделяются предметность и субъектность. Предметность деятельности указывает на то, что она всегда ориентирована на какой-то материальный или идеальный объект А. Н. Леонтьев (1903—1979) как один из основателей так называемого деятельностного подхода отмечал, что «предмет деятельности выступает двояко: первично —1- в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично — как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства».
Субъектность деятельности отражает ее активный характер. Человек, осуществляющий деятельность, не непосредственно реагирует на воздействия внешней среды или на побуждения, связанные с инстинктами. Он выступает своего рода координирующим центром, осознанно принимающим решения с учетом различных факторов. Уровень субъектности деятельности конкретного человека зависит от уровня развития его самосознания.
Деятельностная активность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложно. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер — человек осознанно ставит цель, выбирает способы ее достижения, создает образ желаемого результата, анализирует его с реальным результатом. Во-вторых, деятельность человека связана с производством и применением орудий труда. В-третьих, деятельность человека по своей сути социальна: ее содержание, структура определяются обществом и реализуется только во взаимодействии с другими людьми.
Любую деятельность можно рассматривать сточки зрения анализа ее структуры. По мнению А. Н. Леонтьева, «тело» любой деятельности образуют некоторые предметные и структурные характеристики. Предметное содержание деятельности субъекта составляют мотив, цель, объективно-предметные условия осуществления деятельности, среди которых важнейшими являются способы достижения цели, задача деятельности, представляющая собой цель, которую необходимо достичь при определенных условиях.
Эти компоненты взаимозависимы и теснейшим образом связаны с такими структурными единицами, как: 1) отдельная деятельность, которая непосредственно связана с побуждающим ее мотивом; 2) действия, которые подчинены сознательно поставленным целям; действия; деятельность образует совокупность действий; 3) операции, представляющие собой конкретные способы осуществления действий и зависящие от условий достижения конкретных целей.
В любом возрасте человек включен в различные виды деятельности. Но, по мнению А. Н. Леонтьева, «вклад» каждого вида деятельности не равнозначен, и поэтому «одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие — меньшее; одни играют главную роль в развитии, другие — подчиненную». Основываясь на этом, автор заключает, что «нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности».
Ведущая деятельность — вид деятельности, который на кон- кретном этапе жизни человека определяет возникновение основных возрастных новообразований.
По каким признакам можно судить, что деятельность является ведущей? Можно было бы, например, в качестве ведущей деятельности признать ту, в которую человек чаще всего включен. Но, как замечает А. Н. Леонтьев, «ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени». Для ведущей деятельности характерны следующие качественные признаки:
В ней зарождаются и проявляются новые виды деятельности (например, учебная деятельность впервые появляется в дошкольном возрасте, но возникает и проявляется она в ведущей деятельности этого возраста — в игре).
Она обусловливает формирование и перестройку конкретных психических процессов (например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка, в учении — процессы отвлеченного мышления).
От нее во многом зависят основные психологические изменения личности в данный возрастной период (например, ребенок-дошкольник именно в игре осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения людей).
Исходя из рассмотренных признаков, можно заключить, что ведущая деятельность определяет важнейшие направления психического развития человека, в том числе обусловливает формирование возрастных новообразований.
Некоторыми учеными оспаривается однозначность в придании одной деятельности статуса «ведущей». Так, например, А. В. Петровский считает, что в зависимости от особенностей социальной ситуации развития в группах разного уровня развития, от состава группы, от уровня развития личности ведущий характер могут принимать различные виды деятельности, опосредствуя и формируя межличностные отношения. Но все же можно утверждать, что идея о существовании ведущей деятельности в каждом возрастном периоде прочно утвердилась в отечественной психологической науке.
Что же «делает» ту или иную форму активности ведущей деятельностью? Для ответа на этот вопрос необходимо вернуться к понятию «социальная ситуация развития». Как указывалось выше, на содержании последней отражаются те противоречия, которые возникают в конкретный возрастной период. Противоречия же, с одной стороны, обусловлены объективными социальными процессами (исторической эпохой, характером макроэкономических процессов, влиянием культуры и т. д.), а с другой —
психическими процессами индивида (появлением новых потребностей и стремлений, изменением в познавательной сфере и т. д.). Учитывая, что практически для всех представителей конкретной возрастной группы наблюдается сходство этих двух групп факторов, для их разрешения люди и прибегают к схожему виду активности — ведущей деятельности. Поэтому неслучайно, что ведущая деятельность рассматривается Д. Б. Элькониным как один из критериев периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Но об этом подробнее в рамках следующей темы.
Вопросы и задания для самоконтроля
Ответы на какие ключевые вопросы во многом определяет содержание теории развития?
В чем сущность биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений теории психического развития?
Какие идеи 3. Фрейда развил в эпигенетической концепции Э. Эриксон?
Согласны ли вы с позицией Ж. Пиаже о том, что развитие интеллекта является определяющим в общем психическом развитии человека?
Является ли эгоцентризм показателем нравственного развития человека?
Каковы основные идеи культурно-исторической теории развития высших психических функций Л. С. Выготского?
Охарактеризуйте суть понятия «зона ближайшего развития». Почему важно ориентироваться на зону ближайшего развития при организации педагогического процесса?
Что является признаками ведущей деятельности?
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46