Подростковый возраст
Границы возраста — от 11 до 15 лет. Существуют и другие взгляды на возрастные границы подросткового возраста. Наблюдаются также индивидуальные различия вступления в данный возраст, обусловленные разным темпом биологического созревания. Задачи развития. Основная задача подросткового возраста связана с необходимостью формирования целостной идентичности (образа своего «Я») на фоне обострения ряда противоречий (между физиологическим и социальным развитием; между новыми потребностями и устаревшими подходами в межличностных отношениях и др.).
Социальная ситуация развития. На характер социальной ситуации развития в подростковом возрасте влияют многие факторы. В частности, в это время интенсивно идет физическое развитие (стремительный рост тканей и систем организма, увеличение массы тела и т. д.), происходит половое созревание. Эти процессы во многом влияют на появление у подростков чувства тревоги, ранимости, уязвимости, напряженности, обеспокоенности внешним видом. В то же время биологическое созревание во многом определяет возникновение у них устойчивого стремления к проявлению независимости, самостоятельности. Этому также способствуют изменения в познавательной сфере и развитие сознания. С другой стороны, очень часто ближайшее окружение (в первую очередь, родители и другие взрослые) существенным образом не меняют своего отношения и относятся к подростку, как к ребенку. Это и вызывает одно из важнейших противоречий подросткового возраста, которое во многом определяет характер социальной ситуации развития.
Ведущая деятельность. Противоречие между стремлением подростка к независимости и сохранением прежнего отношения к нему со стороны взрослых (как к ребенку) обусловливает то, что ведущую позицию в этот период начинает занимать интимно-личностное общение со сверстниками. В общении со сверстниками подросток удовлетворяет важные для него потребности в понимании, самоутверждении, информации. Оценки сверстников часто начинают приобретать больший вес, нежели оценки учителей и родителей. По мнению Д. И. Фельдштейна, важное значение для подростка имеет и общественно-полезная деятельность, благодаря которой он реализует свои стремления к самостоятельности и самоутверждению.
Психические новообразования. По мнению Л. С. Выготского, центральным новообразованием подросткового образа является чувство взрослости (отношение подростка к себе, как к взрослому). Т. В. Драгунова считает, что взрослость подростка проявляется:
а) в подражании внешним проявлениям взрослых;
б) стремлении сформировать качества взрослого;
в) сотрудничестве со взрослым, который воспринимается как образец деятельности;
г) интеллектуальной взрослости. Выделяют и другие новообразования подросткового возраста: абстрактное мышление; развитие рефлексии и самосознания; автономная мораль и др.
Особенности познавательного развития подростков. Важнейшими особенностями познавательного развития подростков являются:
□ развитие абстрактного мышления (в терминологии Ж. Пиаже, с 11 (12) лет начинается стадия формальных операций), что выражается в способности к обобщениям, классификациям и другим мыслительным операциям;
□ «интеллектуализация» восприятия, благодаря чему подростки способны отражать косвенные признаки, связи и отношения объектов;
□ развитие смысловой памяти (учебный материал все в большей степени усваивается в результате его преобразования в наиболее удобную форму), использование различных мнемонических приемов при запоминании;
□ опосредованность воображения абстрактным мышлением, активное «фанта зерство» и творческая деятельность;
□ расширение словарного запаса; способность к варьированию речью в зависимости от ситуации общения; использование своего сленга в общении со сверстниками
Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы. В ос нове личностных изменений подростка лежит новый уровень развития самосознания Обращение к самоанализу, рефлексии активизирует процесс построения целостного образа «Я», осознание своих индивидуальных особенностей. В эмоциональной сфере наблюдаются частые тревожность, беспокойство, смены настроения. На возникновение эмоций и чувств значительное влияние оказывает самооценка подростка. Ввиду большой значимости общения со сверстниками, в этот период наблюдается развитие нравственных чувств, способность к доверительным отношениям. Развитие волевой сферы связано с попыткой подростков в большей мере управлять своим поведением. Однако часто наблюдаются определенные «перекосы»: стремление развивать смелость может выразиться в излишней агрессивности, советы взрослых воспринимаются критически, настойчивость часто путается с упрямством и т. д. Мотивационная сфера характеризуется формированием интересов и увлечений, завышенным уровнем притязаний (самосознание позволяет определить желаемые цели, но жизненного опыта недостаточно, чтобы оценить их реальность), созданием идеалов.
Показатели благоприятного — неблагоприятного развития. Подростковый возраст — важнейший жизненный этап в развитии самосознания. Способность к обобщениям позволяет подростку вырабатывать свою систему эталонов оценки себя, окружающих людей, происходящих событий. При благоприятном развитии у него постепенно происходит переориентация с внешних оценок на внутренние и формируется более адекватная самооценка. При неблагоприятном развитии у подростка наблюдается противоречивая и неадекватная самооценка, часто порождающая либо замкнутость, депрессию, либо агрессивное поведение.
Кризис подросткового возраста. Подростковый возраст часто называют кризисным и трудным. Это связано с обострением в этот период ряда противоречий, имеющих как внутренние, так и внешние факторы. Важнейшими внутренними факторами кризиса выступает бурное физическое развитие, половое созревание и психические изменения, вызывающие появление чувства взрослости. В результате у подростка формируется стремление лучше изучить себя и утвердить свое «Я», но используемые при этом способы не всегда дают желаемый эффект. Усложняет ситуацию и ряд внешних факторов: многопредметность и усложнение учебной деятельности; отсутствие единых требований учителей; отсутствие понимания со стороны родителей и других людей тех внутренних процессов, которые переживает подросток. Противоречивость возраста также выражается в том, что, с одной стороны, подросток стремится к признанию и позитивному оцениванию его другими людьми (т. е. он зависит от мнений других людей), а с другой стороны, часто проявляет негативизм, критикуя принятые социальные нормы и подвергая сомнению авторитет взрослых. Во многом же кризис подросткового возраста объясняется уникальной и сложной жизненной ситуацией человека в этот период: он уже не ребенок, но его еще не считают и взрослым.
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину