logo search
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Развитие психики

В отечественной психологии условно выделяют семь этапов в развитии психики:

1. Развитие сенсорных процессов (способность организма дифференцированно реагировать на внешние воздействия, развитие органов чувств, двигательного аппарата).

2. Развитие перцептивных процессов (появление сложной нервной системы, что позволяет более эффективно адаптироваться к внешней среде).

3. Развитие интеллектуальных действий животных (простейшее интеллектуальное поведение, позволяющее разрешать несложные препятствия).

4. Физиопсихологическое развитие человека в процессе труда (благодаря труду нейропсихологическая система человека приобретает законченный вид, развивается абстрактное мышление, появляются социальные потребности).

5. Развитие сознания человека (способность осознанно познавать и формировать отношение к окружающему миру).

6. Развитие самосознания человека (познание себя благодаря познанию других людей, развитие рефлексии, самоконтроля и стремления к самовоспитанию).

7. Развитие социального поведения человека (способность осознавать себя как члена сложной системы — общества, умение познавать социальные законы и строить в соответствии с ними свое поведение).

Более подробно начальные этапы развития психики животных рассмотрены в кон­цепции А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри. В развитии психики животных ими выделяется две стадии. Каждая стадия имеет несколько уровней. Их характеристика дается ниже.

I. СТАДИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ

А. НИЗШИЙ УРОВЕНЬ. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражи­мость. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движений. Слабая пластичность поведения, ^сформирован­ная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.

Б. ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипули­рования — челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлек­сов. Четкие реакции на биологические нейтральные раздражители. Развитая двигатель­ная активность. Способность избегать неблагоприятных условий среды, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют наибольшую роль. Главное значение в поведении играют жесткие врожденные программы