Этапы диагностической работы
Диагностика причин и степени развития психического явления или нарушения не является самоцелью, она всегда подчинена главной задаче — разработке рекомендаций по дальнейшему развитию ребенка или коррекции этого развития. Один из основных принципов психологии — принцип единства диагностики и коррекции: диагностика без последующей коррекции не имеет смысла, а коррекция без предварительной психодиагностики не может быть построена верно. Именно поэтому диагностическая и коррекционная работа всегда проводятся в непрерывном единстве.
Этапы осуществления диагностико-коррекционной (развивающей) работы:
□ изучение практического запроса;
□ формулировка психологической проблемы;
□ выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;
□ выбор методов исследования;
□ использование методов;
□ формулировка психологического диагноза;
□ разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы;
□ осуществление этой программы;
□ контроль за ее выполнением.
Практический запрос может поступить от родителей, педагогов, от самого ребенка. Содержание запроса может не совпадать с истинной психологической проблемой. Выбор методов исследования весьма сложный и ответственный этап. При подборе метода (составлении батареи психодиагностических методик) следует учитывать цель обследования, возраст испытуемого и его жизненный опыт, условия а которых осуществляется его обучение и воспитание, способность к установлению вербального контакта, общительность и адаптированность ребенка к условиям обследования. После проведения психодиагностических методик производится обработка и интерпретация полученных данных, ставится психологический диагноз.
Слово «диагноз» в переводе с греческого обозначает «распознавание» «определение».
ПСИХОДИАГНОЗ-конечный результат деятельности психодиагноста, направленный на выяснение
сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет психологического диагноза — установление индивидуальных психологических различий в норме и патологии. Психологический диагноз характеризует состояние психики в данный момент, это срез, отражающий актуальное состояние психики. Но диагноз не должен ограничиваться констатацией наличного, он должен включать анализ причинно-следственных отношений и дальнейший прогноз.
Проблему постановки психологического диагноза неоднократно рассматривал Л. С. Выготский. Он подчеркивал, что диагноз должен не только определять уровень достигнутого, актуального развития, но и исследовать зону «ближайшего развития», т. е. характеризовать состояние ребенка «как со стороны созревшего, так и несозревшего процесса». Он же выделял следующие виды психологических диагнозов:
1. СИМПТОМАТИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л. С. Выготский считал, что этот вид диагноза не является научным. Установление симптомов никогда не может автоматически привести к правильному диагнозу.
2. ЭТИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ учитывает не только наличие определенных особенностей, но и причины их возникновения.
3. ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ заключается в определении места и значения полученных данных в целостной динамической картине личности.
Диагноз в психодиагностике может быть также поставлен на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В этом случае получаемые при диагностике данные об индивидуальных особенностях психики испытуемого соотносятся с нормой или каким-то критерием. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого по выраженности тех или иных качеств среди членов группы. Для этого следует провести сравнение, ранжирование, введение показателей высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотношения полученных данных с критерием.
После постановки диагноза необходимо разработать программу коррекции или развития.
Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, определяемого исходя из понятия «зона ближайшего развития». Как правило, программы коррекции и развития включают в себя психологическую и педагогическую части. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций, совместно с психологом и выполняется педагогом и родителями под постоянным наблюдением психолога. В качестве методов педагогической коррекции могут быть использованы специально организованные игры и упражнения. Чаще педагоги и родители привлекаются для осуществления коррекционно-развивающей работы в познавательной сфере. Коррекция личностной сферы, как правило, требует особых знаний и умений и осуществляется психологом.
РАЗВИВАЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ — приемы работы психолога, направленные на формирование способностей, возможностей, интересов в соответствии с представлениями о некоторой «правильной» модели развития. Необходимо ориентироваться на максимально полное использование возможностей каждого возраста, а не «перескакивание» через определенные периоды.
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ МЕТОДЫ — средства и способы работы психолога, направленные на исправление недостатков в развитии тех или иных психологических характеристик человека.
К основным формам психокоррекционной и развивающей работы можно отнести:
□ развивающее занятие — комплекс игр и упражнений, направленный на стимулирование активности познавательных процессов;
□ психологические игры и упражнения — метод групповой работы, в котором моделируются какие-либо ситуации. Использование этого метода существенно сокращает время приобретения социального опыта;
□ тренинги — формы групповой работы, направленные на развитие навыков общения, саморегуляции, профессиональных умений.
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину