logo search
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Понятие о психодиагностике

ПСИХОДИАГНОСТИКА- область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения психологических особенностей различных сфер личности.

Таким образом, психодиагностика изучает общие и специальные способности, I )еобенности психических процессов, психические состояния, особенности мотиаа-ционной сферы, потребности, интересы, черты личности и другие психические явления. Термин «психодиагностика» имеет в современной психологии два основных мнения. Одно из них соотносит данное слово с название соответствующей области научных психологических знаний и исследований. В таком случае психодиагностика понимается как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических юобенностей человека. Это теоретический аспект психодиагностики. Практическая психодиагностика выступает как применение в реальных условиях результатов • иоретической психодиагностики. Таким образом, психодиагностика служит

оединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. В задачу психодиагностики входит конструирование и апробация методик, разработка требований, которым они должны удовлетворять, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений методов.

В психодиагностике как в научной дисциплине выделяют три области психоло-(ического знания:

□ предметную область психологии, изучающую данные психические явления;

□ психометрику — науку об измерении индивидуальных различий и диагности­руемых переменных;

□ практическое использование психологического знания в целях адекватного психологического воздействия и оказания помощи людям в решении их проблем.

задач, решаемых психодиагностикой в системе образования:

□ определение готовности ребенка к обучению в школе,

□ выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере;

□ сбор информации для обеспечения дифференциации обучения;

□ содействие профориентации;

□ реализация индивидуального подхода в обучении и воспитании;

□ изучение одаренности;

□ исследование особенностей межличностных отношений и общения;

□ изучение особенностей личности учителя и психологического климата педа­гогического коллектива.