Младший школьный возраст как объект внимания психологов
Как отмечалось выше, в психологии существуют разные взгляды на критерии возрастной периодизации и выделение временных границ возраста. Интересуемый нас период развития человека (с 6 (7) до 10 (11) лет) в разных психологических теориях обозначается по-разному: как среднее детство (Г. Крайг, А. А. Реан), латентная стадия (3. Фрейд, Э. Эриксон), младший школьный возраст (Д. Б. Элько-нин). В соответствии с традицией, сложившейся в отечественной науке, мы будем придерживаться последнего обозначения. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ —период жизни человека от 6 (7) до 10 (11) лет, приходящийся на начальный этап обучения в школе. Данный возрастной период называют вершиной детства, так как ребенок по-прежнему проявляет многие детские качества: наивность, спонтанность, игривость. Но в то же время у него начинают появляться большая произвольность, сдержанность, логика, он в большей степени осознает свое поведение, способен сравнивать себя с другими детьми. Это обусловлено тем, что с поступлением в школу ребенку со стороны общества предъявляются более «серьезные задачи». О том, что социальные требования к ребенку с началом обучения в школе возрастают, свидетельствует тот факт, что школьное обучение регламентировано учебными программами, требованиями педагогов, организацией самой учебной деятельности. В дошкольном детстве, при всей его регламентации, у ребенка намного больше возможностей для проявления спонтанности, непроизвольности. Учебная деятельность смещает акцент с «хочу» в поведении ребенка к «надо». Для лучшего осознания этого, рассмотрим особенности социальной ситуации развития ребенка при поступлении в школу.
В отечественной психологии часто вхождение ребенка в младший школьный возраст связывают с переживанием кризиса 7 лет.
При этом существуют, по крайней мере, два подхода к определению границ кризиса 7 лет: 1) кризис наблюдается после поступления ребенка в школу и является следствием новой ситуации развития и занятием новой деятельности; 2) кризис обусловлен несоответствием внутренних запросов и наличной ситуации развития, его возрастные границы очень индивидуальны.
По мнению И. Ю. Кулагиной, независимо от того, когда ребенок пошел в школу, к 6 или 7 лет, он переживает кризис, который может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Автор замечает, что если «кризис 3 лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов», то при кризисе 7 лет ребенок «приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. И пусть желание занять >го новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным "фразой меняет его самосознание».
Основной психологический вывод, который следует из переживания ребенком кризиса 7 лет, сводится к тому, что он готов к усвоению новых требований и что существующая система отношений не совсем его устраивает. Он как бы спрашивает: «Я готов к решению новых задач и что вы мне, в этой связи, можете предложить?». Эта позиция непосредственно отражается на социальной ситуации развития младшего школьного возраста.
Одно из важнейших побуждений ребенка, которое наблюдается у него в конце дошкольного возраста, связано со стремлением «быть взрослым». Физическое и психофизиологическое развитие младшего школьникаФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ —созревание физиологических, сенсорных и двигательных функций организма.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ —формирование нейронных механизмов психических процессов и состояний.При анализе физического развития ребенка важно знать ряд закономерностей которые получены в результате исследования детей.
1. В более раннем возрасте физическое развитие ребенка идет интенсивнее; пс мере взросления ребенка, темп его развития замедляется.
2. Физическое развитие идет неравномерно, в одни периоды особенно интенсив но, в другие — относительно постепенно.
3. Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе, поэтому часто наблюдается неравномерность и непропорциональность в развитии различных частей тела.
В плане физического развития младший школьный возраст называют периодом второго округления: по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес. Значительно развивается костная система младшего школьника. Окостенению подвергается скелет, хотя полностью этот процесс еще не завершается. По мере увеличения тела в продольном и поперечном размерах происходит удлинение костей. Развитие костной системы отражается на зубах ребенка. В начале периода дети теряют молочные зубы, а на смену им появляются первые постоянные. Идет интенсивное развитие мышечной системы, увеличивается сила мышц. В этот период совершенствуется вся нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга (кора начинает играть более значимую роль, чем подкорка), усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения — младшие школьники в высокой степени возбудимы. Важной особенностью этого возрастного периода является установление доминирования и подчинения в системе межполушарных отношений. Считается, что в этом возрасте у праворуких детей устанавливается доминирование функций левого полушария, что создает условия для формирования и функционирования абстрактного мышления, развития возможности произвольной осознанной регуляции своего поведения и высших психических функций.
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину