3. Проблемы и задачи возрастной психологии
Возрастная психология решает широкий спектр задач в различных сферах жизни. Каждая задача связана с какой-то значимой научной проблемой. Поэтому, освещая данный вопрос, мы будем выделять задачи, которые важны при решении основных проблем возрастной психологии, выделенных Р. С. Немовым (Немое, Р. С. Психология / Р. С. Немов. Мм 1995. Т. 2. С. 7—9).
1-я проблема: органическая и средовая обусловленность психического и поведенческого развития.
Задачи:
Изучать влияние анатомо-физиологических характеристик организма человека на психическое развитие в различные возрастные периоды.
Анализировать влияние окружающей среды (физической, социальной, культурной, экономической) на психическое развитие и поведение детей и взрослых людей.
Исследовать соотношение влияния организма и среды на развитие конкретных психических процессов и свойств на каждом возрастном этапе.
я проблема: влияние стихийных факторов и организованного обучения и воспитания на развитие детей.
Задачи:
Понимать особенности влияния стихийных факторов и степень восприимчивости детей к этим влияниям на разных возрастных этапах.
Исследовать закономерности психического развития детей с целью оптимальной организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования.
Рассматривать соотношение влияния различных социальных институтов (семьи, школы, внешкольных учреждений) на психическое развитие детей.
Разрабатывать рекомендации по формированию у детей способности осознанно и самостоятельно выступать субъектами саморазвития.
я проблема: соотношение задатков и способностей.
Задачи:
Понимать, чем определяются задатки детей.
Изучать и учитывать в учебном процессе задатки детей, в связи с этим организовывать для них различные виды деятельности.
Иметь точное представление о сензитивных периодах для развития различных психических функций и учитывать их при создании условий для жизнедеятельности детей.
я проблема: сравнительное влияние эволюционных, революционных и ситуационных изменений на психическое развитие и поведение детей.
Задачи:
Исследовать особенности резких, революционных изменений в психическом развитии людей в различные возрастные периоды.
Изучать и учитывать, как жизненные события (ситуации) и их восприятие могут отражаться на психическом развитии детей и взрослых.
Понимать, какие процессы и свойства формируются постепенно (эволю- ционно) и каким образом можно содействовать их развитию.
я проблема: соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психическом развитии человека.
Задачи:
Исследовать характер взаимосвязи между развитием познавательной сферы и развитием других сфер (мотивационной, волевой, эмоциональной).
Анализировать и понимать психологические последствия доминирования интеллекта в общем психическом развитии человека.
Разрабатывать рекомендации по гармоничному развитию различных сфер личности.
Безусловно, выделенные выше задачи отражают не все вопросы, решение которых значимо для общества. Все задачи, условно говоря, решают одну общую: понимать особенности возрастного развития человека и содействовать созданию оптимальных условий для его полноценного развития и гармоничной жизни на каждой возрастной стадии.
4. Метопы возрастной психологии
Научные знания должны быть объективными, для этого исследования необходимо включать 7 шагов:
Формулирование содержательных вопросов.
Применение научного метода.
Выбор условий для исследования.
Выбор экспериментального плана для изучения генетических изменений.
Использование подходящего метода сбора данных.
Интерпретация полученных данных.
Формулирование выводов и определение их применения (Г. Крайг, 2002. С. 35—36)
Применение научного метода предполагает 4 обязательных этапа:
Постановка проблемы — исследователь должен определить, что конкретно он собирается изучить.
Формулирование гипотез в отношении предполагаемых причин изучаемого явления — исследователь должен предсказать причины, которые, по его мнению, вызывают интересующее его явление.
Проверка гипотезы — исследователь должен: а) собрать данные; б) проанализировать их, используя соответствующие статистические критерии.
Формулирование выводов — учитывая результаты предыдущего этапа, исследователь должен сформулировать заключение о тех причинных связях, которые предполагались в исходных гипотезах (Г. Крайг, 2002. С. 38—39).
Осуществление данных этапов предполагает использование различных методов, которые в зависимости от целевого назначения классифицируются на 5 групп.
группа — организационные методы — группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования. К ним относят сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный способ (метод «поперечных срезов») организации исследования основывается на сопоставлении данных разных возрастных выборок. Лонгитюдное исследование (метод «продольных срезов») предполагает длительное изучение интересуемого явления. Комплексный метод предполагает междисциплинарное изучение предмета.
Каждый из данных методов имеет как преимущества, так и недостатки.
группа — эмпирические методы — группа методов психологии, позволяющая получить первичные данные об изучаемом явлении. Поэтому эмпирические методы известны еще как «методы сбора первичной информации». К эмпирическим методам относят наблюдение и эксперимент (которые часто признаются основными эмпирическими методами), а также тесты, анкеты, опросники, социометрию, интервью, беседу, анализ продуктов деятельности, биографический метод и др.
<3.
группа — методы обработки данных — подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных (дифференциация материала по группам, сопоставление, сравнение и т. д.).
группа — интерпретационные методы — различные приемы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами. Выделяют генетический способ интерпретации (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. д.) и структурный способ (установление структурной связи между всеми характеристиками личности).
группа — методы психологического воздействия — специфические приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью.
Использование перечисленных выше методов в возрастной психологии имеет свою специфику, обусловленную содержанием решаемых исследовательских задач.
Укажем на некоторые особенности использования ряда эмпирических методов в возрастной психологии.
Метод наблюдения характеризуется систематическим и целенаправленным восприятием и фиксированием психических явлений в определенных условиях. Принято различать включенное и невключенное наблюдение. Включенное характеризуется тем, что наблюдатель вовлечен в деятельность группы, за которой ведется наблюдение, на правах ее члена. Невключенное, внешнее наблюдение ведется со стороны. Оно может быть как скрытым, так и открытым. По степени стандартизации (формализации) различают неформализованное (полусвободное) и формализованное наблюдение. Если в неформализованном наблюдении фокусировка на эмпирические индикаторы изучаемого явления нечеткая, то в формализованном имеет место чрезвычайно подробное выделение единиц наблюдения, восприятие и фиксация которых свидетельствуют о наличии того или иного психологического явления и его характеристиках.
Выделяют также полевое и лабораторное наблюдение. Соответственно и поведение диагностируемых при наблюдении за ними в лаборатории может значительно изменяться.
При использовании метода наблюдения необходимо придерживаться следующих требований:
□ должна быть четкая программа наблюдения с конкретизацией предмета изучения;
о все результаты наблюдения должны фиксироваться в соответствующей форме;
о нельзя быть предвзятым к наблюдаемым объектам (если у наблюдателя имеется эмоционально окрашенная установка, она может повлиять на восприятие информации) и др.
В возрастной психологии, как и во многих других отраслях психологии, наблюдение является одним из наиболее активно используемых методов. Благодаря своим возможностям он всегда доступен педагогу. С другой стороны, если мы заинтересованы в исследовании, придерживаемся указанных выше требований, подходим к наблюдаемым беспристрастно и с позицией принятия, то этот метод даст нам самую разностороннюю и неискаженную информацию о развитии детей.
Эксперимент как психологический метод характеризуется активным вмешательством исследователя в изучаемый процесс (формирующий эксперимент) либо воздействием независимых факторов (констатирующий эксперимент). Это один из основных методов сбора первичной информации, при котором исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления. В зависимости от условий проведения различают лабораторный и естественный эксперимент. В естественном эксперименте условия задаются независимыми от исследователя факторами. Исследователь лишь их выделяет и учитывает. Ситуация лабораторного эксперимента создается исследователем. В возрастной психологии и педагогической психологии может активно использоваться формирующий эксперимент, который не только позволяет изучить какие-то психические процессы, но и повлиять на уровень их развития.
Опрос как метод психологии в возрастной психологии используется в случае, когда необходимо оперативно получить информацию об интересующем явлении. Однако следует помнить, что при использовании этого метода часто наблюдается так называемая «социальная желательность» (когда индивид отвечает не так, как на самом деле думает, чувствует, а так, как принято, чтобы выглядеть «в лучшем свете»).
В возрастной психологии также активно используются различные-виды тестов. Тест не нужно путать с опросом. В отличие от последнего, тест предполагает какое-то испытание (задание), по результатам выполнения которого и выносится суждение о каком-то психическом процессе (свойстве). И это задание не всегда предъявляется в виде вопросов. Например, человеку может быть предложено что-то нарисовать или сложить из кубиков узор и т. д.
Один из видов тестов называется тестом интеллекта, который позволяет оценить уровень интеллектуального развития конкретного человека на фоне средних показателей для данной возрастной группы (числовое значение выражается коэффициентом IQ). Личностные тесты дают возможность получить информацию об особенностях эмоциональной, волевой, мотивационной сфер человека. Одна из групп личностных тестов, проективные методики, помогают исследовать скрытые, неосознанные психические явления через анализ так называемых «проекций». Проекция — процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта.
Для анализа влияния характера межличностных отношений на ход психического развития могут использоваться различные варианты социометрической методики. При этом должны учитываться возраст исследуемых, цель изучения и другие факторы.
Полученную при помощи эмпирических методов информацию часто называют «сырой», указывая тем самым на то, что для того, чтобы делать какие-то выводы о результатах исследования, ее необходимо обработать. Для этого используются методы обработки данных. В рамках возрастной психологии при обработке данных особое значение имеет анализ различий при «срезах», сделанных в разное время.
Получив информацию с помощью методов сбора первичной информации, часто стоит задача выбора уместных и эффективных методов воздействия на личность или группу. При решении этой задачи важно придерживаться установленных правил и этических норм. В некоторых случаях и при использовании специальных методов психологическое воздействие может оказывать только квалифицированный специалист. Среди многообразия методов психологического воздействия можно выделить метод предъявления моделей, беседу, дискуссию, тренинг и др.
Метод предъявления моделей основан на применении механизмов психического заражения, внушения и подражания. Метод может быть использован как способ содействия развитию ребенка через личный пример родителя (педагога) или предъявление в качестве образцов поведения других людей, персонажей фильмов, произведений художественной литературы, сказок, притч, анекдотов и др. Благодаря своей образности и эмоциональной насыщенности они выступают в качестве достаточно сильных средств воздействия. Эмоциональное заражение — процесс, основанный на бессознательной передаче от субъекта к субъекту разного рода состояний. На основе эмоционального заражения возникает подражание — копирование поведенческих актов и поступков другого человека. Внушение — воздействие на психику человека, предполагающее некритическое восприятие им информации.
Беседа может использоваться и как метод воздействия, и как метод сбора информации. Данный метод может быть полезен при взаимодействии с любым человеком, способным общаться. Беседа дает педагогу важнейшую информацию о различных аспекта жизни детей, касается ли это разговора о семье с младшими школьниками или разговора со старшеклассниками о жизненных идеалах.
Дискуссия как метод воздействия, предполагает способность двумя сторонами аргументированно рассматривать какую-то проблему (вопросы) с целью ее (их) разрешения. Очевидно, что данный метод в возрастной психологии может быть использован при соответствующем уровне развития мышления у детей. Существуют определенные правила для проведения эффективных дискуссий (говорить по очереди, не перебивая друг друга, уточнять смысл сказанного собеседником, предоставлять возможность высказаться каждому участнику дискуссии, периодически резюмировать сказанное в группе). Преобладающим механизмом воздействия здесь выступает убеждение — процесс воздействия на суждения собеседника силой логических доказательств.
Тренинг — метод воздействия, направленный на создание новых психических образований либо на развитие уже существующих. Существуют разные виды тренинга: функциональный (развитие основных психических функций и процессов: памяти, мышления, воли и т. д.); аутотренинг (формирование и развитие навыков психической саморегуляции); социально-психологический тренинг (тренинг общения, тренинг социально-психологической сензитивности и т. п.); тренинг личностного роста. В ходе тренинга используются различные упражнения, ролевые игры, психогимнастика, участниками группы предоставляется друг другу обратная связь.
Использование методов психологического воздействия для содействия личностному развитию человека должно осуществляться с учетом возрастных особенностей. Так, например, если игровые элементы тренинга могут использоваться
практически с любыми возрастными группами, то многие рефлексивные упражнения будут не эффективны, если мыслительные процессы детей не достигли определенного уровня развития.
Вопросы и задания для самоконтроля
Чем обусловлен всплеск исследований возрастных особенностей психического развития в конце XIX века?
Какие ученые внесли особый вклад в становление возрастной психологии как науки?
Почему возрастную психологию можно считать самостоятельной психологической наукой?
Приведите примеры, когда хронологический возраст не совпадает с психологическим.
Перечислите основные категории возрастной психологии.
Какие, на ваш взгляд, задачи возрастной психологии являются наиболее важными для развития общества?
Какова специфика использования психологических методов в возрастной психологии?
Почему методы психологического воздействия требуют обязательного учета возраста?
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46