Индивидуальный стиль деятельности педагога
Практически любая деятельность предполагает как усвоение стандартного минимума требований на установленном уровне, так и привнесение в деятельность своего уникального видения. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ —индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов, к которым сознательно или стихийно прибегает индивид для достижения наилучшего соответствия своей индивидуальности требованиям осуществляемой
деятельности.
Роль индивидуального стиля можно проанализировать через анализ его основ ных функций: 1) стиль представляет собой проявление целостности, индивидуально сти; 2) стиль связан с определенной направленностью и системой ценностей лично сти; 3) стиль выполняет компенсаторную функцию, помогая индивидуальности наи более эффективно приспособиться к требованиям среды (М. М. Кашапов).
Индивидуальный стиль деятельности педагога проявляется:
□ в динамических характеристиках поведения и деятельности (скорость реакции темп работы, эмоциональность общения и т. д.);
□ характере и типичности реакций на различные педагогические ситуаций;
□ выборе методов обучения и воспитания;
□ стиле педагогического общения;
□ манере поведения, мимике, жестах и других невербальных средствах общения;
□ предпочтении типичных видов поощрений и наказаний;
□ особенностях применения методов психолого-педагогического воздействия ни детей и др.
Индивидуальный стиль деятельности у каждого педагога формируется по своему уникальному сценарию, но все же иногда выделяют наиболее характерные виды сти-лей деятельности. Так, в основе классификации А. К. Марковой и А. Я. НиконовоИ стили выделяются на основе их содержательной и динамической характеристики, а также результативности деятельности. Приведем описание выделенных стилт представленное в одном из учебников по педагогической психологии: 1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процеи обучения, учитель недостаточно адекватен по отношению к конечным результатам; д/И урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный (хотя и важны» часто оставляет для самостоятельной работы учащихся, ориентируясь в основном ни сильных учеников. Деятельность учителя высоко оперативна: на уроке часто меняют» виды работы, практикуются коллективные обсуждения. 2. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на при цесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, не упуская закрепление, по» вторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, Н0 преобладает интуитивность над рефлексивностью. Учитель стремится активизирн вать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмете 3. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, не всегда придерживается высокого темпа проев» дения урока, не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам педагог меньше, говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. 4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными об» суждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствитель-ностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях ( Педагогическая психология / под ред. Н. В. Клюевой. М., 2003. С. 167, 168).
Эффективным индивидуальным стилем педагогической деятельности можно считать такой, который позволяет педагогу находить оптимальные способы развития мотивации учения и самовоспитания учащихся, быть гибким при разрешении разнохв-рактерных педагогических ситуаций, решать стоящие задачи деятельности на вы< 0 ком уровне, постоянно развиваться как в профессиональном, так и личностном плане
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину