logo search
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Развитие личности в младшем школьном возрасте

Развитие личности младшего школьника обусловлено теми изменениями, которые происходят с его самосознанием, в эмоциональной, мотивационной и волевой сфере.

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ. К младшему школьному возрасту у ребенка значи­тельно усложняется внутренний мир, что непосредственно связано с его самосозна­нием. Развитие самосознания позволяет младшему школьнику активно использовать механизм рефлексии.

РЕФЛЕКСИЯ —процесс самопознания индивидом своих психических процессов и состояний.

Благодаря рефлексии младший школьник выстраивает образ «Я», на основе Которого формируется самооценка. На характер самооценки решающее значение Оказывают оценки, даваемые ребенку значимыми людьми. Учитывая, что важ­нейшей частью жизни для него становится школа, то и на самооценку большое влияние оказывают оценки, выставляемые учителем по результатам учебной Деятельности. Дети, которые учатся хорошо, как правило, имеют более высокую Самооценку. Важно помнить, что для счастливой жизни ребенка, успешной адаптации к новой среде, для развития умения преодолевать трудности, ему необходимо иметь положи­тельное представление о себе ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. Эмоциональное разви­тие младшего школьника во многом определяется изменениями в связи с началом новой деятельности и расширением круга общения. По-прежнему продолжается бур­ное развитие и совершенствование «эмоционального языка» ребенка, что выража­ется в богатстве интонаций, оттенков мимики. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ре­бенка на происходящие события. Благодаря развитию произвольности младший школьник более сдержан в выражении своих эмоций по сравнению с дошкольника­ми, однако ему по-прежнему часто свойственны непосредственность и откровенность выражения большинства своих эмоциональных переживаний.

Часто в рассматриваемом возрасте у детей появляются страхи. Один из наибо­лее характерных — страх получения плохой оценки в школе, который может порож­дать высокую тревожность. Данная ситуация обусловлена, в первую очередь, пози­цией родителей и педагогов в отношении учебы. Признавая значимость оценок как важных ориентиров для определения достижений ребенка, мы, в то же время, счита­ем не менее важным сформировать у него осознание того, что только к оценкам и школе вся жизнь не сводится. Развиваются и нравственные чувства.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ И ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ. В мотива­ционной и волевой сфере младших школьников также происходят существенные из­менения. Появляются новые мотивы, интересы и желания, усложняются взаимоотно­шения между различными побуждениями, формируются более устойчивые мотивационные образования, развивается способность к сознательному, волевому контролю своего поведения и деятельности.

Усложнение мотивационной сферы связано с построением иерархии мотивов, с появлением ситуации доминирования одних мотивов над другими. Однако, в этот период по-прежнему большое влияние на поведение оказывают «непосредственно-действующие мотивы» (по Л. И. Божович), и поэтому часто намерения «идут на пово­ду» у непосредственных желаний (Л. С. Славина). С этим также согласуются данные Л. Кольберга о том, что семилетние дети в своем поведении ориентируются, в пер­вую очередь, на возможное поощрение или наказание «здесь и сейчас».

Изменяется мотивация межличностного взаимодействия младших школьников. Если в начале возрастного периода взаимодействие ребенка с другими детьми в клас­се осуществляется, главным образом, через учителя, то к концу периода значитель­но возрастает интенсивность общения непосредственно между учениками.