Развитие личности в младшем школьном возрасте
Развитие личности младшего школьника обусловлено теми изменениями, которые происходят с его самосознанием, в эмоциональной, мотивационной и волевой сфере.
РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ. К младшему школьному возрасту у ребенка значительно усложняется внутренний мир, что непосредственно связано с его самосознанием. Развитие самосознания позволяет младшему школьнику активно использовать механизм рефлексии.
РЕФЛЕКСИЯ —процесс самопознания индивидом своих психических процессов и состояний.
Благодаря рефлексии младший школьник выстраивает образ «Я», на основе Которого формируется самооценка. На характер самооценки решающее значение Оказывают оценки, даваемые ребенку значимыми людьми. Учитывая, что важнейшей частью жизни для него становится школа, то и на самооценку большое влияние оказывают оценки, выставляемые учителем по результатам учебной Деятельности. Дети, которые учатся хорошо, как правило, имеют более высокую Самооценку. Важно помнить, что для счастливой жизни ребенка, успешной адаптации к новой среде, для развития умения преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. Эмоциональное развитие младшего школьника во многом определяется изменениями в связи с началом новой деятельности и расширением круга общения. По-прежнему продолжается бурное развитие и совершенствование «эмоционального языка» ребенка, что выражается в богатстве интонаций, оттенков мимики. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на происходящие события. Благодаря развитию произвольности младший школьник более сдержан в выражении своих эмоций по сравнению с дошкольниками, однако ему по-прежнему часто свойственны непосредственность и откровенность выражения большинства своих эмоциональных переживаний.
Часто в рассматриваемом возрасте у детей появляются страхи. Один из наиболее характерных — страх получения плохой оценки в школе, который может порождать высокую тревожность. Данная ситуация обусловлена, в первую очередь, позицией родителей и педагогов в отношении учебы. Признавая значимость оценок как важных ориентиров для определения достижений ребенка, мы, в то же время, считаем не менее важным сформировать у него осознание того, что только к оценкам и школе вся жизнь не сводится. Развиваются и нравственные чувства.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ И ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ. В мотивационной и волевой сфере младших школьников также происходят существенные изменения. Появляются новые мотивы, интересы и желания, усложняются взаимоотношения между различными побуждениями, формируются более устойчивые мотивационные образования, развивается способность к сознательному, волевому контролю своего поведения и деятельности.
Усложнение мотивационной сферы связано с построением иерархии мотивов, с появлением ситуации доминирования одних мотивов над другими. Однако, в этот период по-прежнему большое влияние на поведение оказывают «непосредственно-действующие мотивы» (по Л. И. Божович), и поэтому часто намерения «идут на поводу» у непосредственных желаний (Л. С. Славина). С этим также согласуются данные Л. Кольберга о том, что семилетние дети в своем поведении ориентируются, в первую очередь, на возможное поощрение или наказание «здесь и сейчас».
Изменяется мотивация межличностного взаимодействия младших школьников. Если в начале возрастного периода взаимодействие ребенка с другими детьми в классе осуществляется, главным образом, через учителя, то к концу периода значительно возрастает интенсивность общения непосредственно между учениками.
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину