logo search
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Этапы диагностической работы

Диагностика причин и степени развития психического явления или нарушения не является самоцелью, она всегда подчинена главной задаче — разработке рекомендаций по дальнейшему развитию ребенка или коррекции этого развития. Один из основных принципов психологии — принцип единства диагностики и коррекции: диагностика без последующей коррекции не имеет смысла, а коррекция без предварительной психодиагностики не может быть построена верно. Именно поэтому диагностическая и коррекционная работа всегда проводятся в непрерывном единстве.

Этапы осуществления диагностико-коррекционной (развивающей) работы:

□ изучение практического запроса;

□ формулировка психологической проблемы;

□ выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;

□ выбор методов исследования;

□ использование методов;

□ формулировка психологического диагноза;

□ разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы;

□ осуществление этой программы;

□ контроль за ее выполнением.

Практический запрос может поступить от родителей, педагогов, от самого ребен­ка. Содержание запроса может не совпадать с истинной психологической пробле­мой. Выбор методов исследования весьма сложный и ответственный этап. При подборе метода (составлении батареи психодиагностических методик) следует учитывать цель обследования, возраст испытуемого и его жизненный опыт, условия а которых осуществляется его обучение и воспитание, способность к установлению вербального контакта, общительность и адаптированность ребенка к условиям обследования. После проведения психодиагностических методик производится обработка и интерпретация полученных данных, ставится психологический диагноз.

Слово «диагноз» в переводе с греческого обозначает «распознавание» «определение».

ПСИХОДИАГНОЗ-конечный результат деятельности психодиагноста, направленный на выяснение

сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет психологического диагноза — установление индивидуальных психо­логических различий в норме и патологии. Психологический диагноз характеризует состояние психики в данный момент, это срез, отражающий актуальное состояние психики. Но диагноз не должен ограничиваться констатацией наличного, он должен включать анализ причинно-следственных отношений и дальнейший прогноз.

Проблему постановки психологического диагноза неоднократно рассматривал Л. С. Выготский. Он подчеркивал, что диагноз должен не только определять уровень достигнутого, актуального развития, но и исследовать зону «ближайшего развития», т. е. характеризовать состояние ребенка «как со стороны созревшего, так и несозревшего процесса».

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ —принятые в профессиональной среде психологов правила и требования, которые необходимо соблюдать при проведении психодиагностического исследования.

Выделяют следующие важнейшие профессионально-этические принципы психо­диагностики

1. Принцип соблюдения тайны (конфиденциальности). Нельзя разглашать содер­жание психодиагностических методик. Информация о результатах психодиагностики может быть сообщена только тем, для кого она предназначена.

2. Принцип научной обоснованности психодиагностических методик.

3. Принцип ненанесения ущерба («не навреди»).

4. Принцип объективности выводов.

5. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций.

Помимо принципов иногда выделяют морально-этические нормы, как например:

1. Человека нельзя подвергать психодиагностическому обследованию против его воли или обманным путем, исключая случаи, оговоренные законом.

2. Перед проведением психологического тестирования человека необходимо предупредить о том, что в процессе исследования он невольно может выдать та­кую информацию о себе, которую не осознает.

3. Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.

4. Результаты сообщаются в доступной для правильного понимания форме.

5. При тестировании несовершеннолетних детей их родители или лица их заме­няющие имеют право знать результаты.

В определенных случаях психодиагностические методы могут использоваться непсихологами (специалистами-смежниками). В этом случае необходимо придержи­ваться следующих правил:

1. Специалисты-непсихологи имеют право использовать только хорошо теоре­тически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов.

2. Если правильное использование методики требует специальных знаний по психодиагностике или теории психологии, то использователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к прове­дению психодиагностики психолога-профессионала.

3. При использовании психодиагностических методик специалист-непсихолог автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, следует этическим нормам в проведении обследования.

4 Пользователь несет личную ответственность за правильность проведения всех этапов процедуры обследования.