logo search
konspekt_lektcii_psihologiya3

5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов

Педагогическое оценивание учебной деятельности имеет свою специфику в различные возрастные периоды.

С приходом ребенка в школу изменяется его социальная ситуация развития. Игра постепенно теряет главную роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность.

Ребенок, пришедший в школу, не умеет учиться. Сначала все делает учитель ставит задачу, демонстрирует образцы выполнения учебных действий, контроли­рует процесс выполнения каждого действия и оценивает выполнена ли учебная задача каждым учеником. Лишь постепенно учитель включает учащегося в струк­туру учебной деятельности для самостоятельного выполнения ее отдельных элементов. В этом смысле вначале субъектом учебной деятельности является учитель, который учит главному — умению учиться. Таким образом, формирова­ние учебной деятельности осуществляется в совместной работе учителя с младшим школьником.

Позиция учителя принципиально отличается от позиции воспитателя и родителя. По выражению Д. Б. Эльконина, в глазах ребенка учитель выступает как полномоч­ный представитель общества, вооруженный всеми средствами контроля и оценки, действующий от имени и по поручению общества. Как отмечает И. У. Слободчиков с приходом в школу отношения «ребенок — взрослый» разделяются на две системы отношений: «ребенок — учитель» и «ребенок — родители». Ведущая роль принад­лежит структуре «ребенок — учитель», которая определяет все остальные отноше­ния ребенка со взрослыми и сверстниками в семье и вне школы, отношение к само­му себе. Система «ребенок — учитель» становится центром его жизни, от нее во многом зависят и благоприятные, и неблагоприятные условия жизни ребенка.

Оценивающая деятельность учителя влияет на формирование мотивации до­стижения успехов и избегания неудач младшего школьника; на формирование са­мооценки учащегося; на место, роль и положение младшего школьника в системе взаимоотношений в коллективе; на отношения между учителем и учеником.

Оценка знаний отметками имеет стимулирующее значение и положительно влияет на успеваемость лишь в том случае, если она обоснована. Необходи­мость обоснования оценки ответов учащихся положительно влияет и на работу учителя: она повышает его ответственность за выставленную отметку, заставля­ет более внимательно выслушивать ответ ребенка, производя мысленный ана­лиз ответа. Устное оценочное суждение должно быть высказано так, чтобы оно было понятно и полезно не только для ученика, к которому оно относится, но и для всего класса.

Роль учителя, работающего в режиме развития, должна заключаться в обяза­тельном мотивировании оценки, а также в обеспечении условий для самооценки учеником своих достижений. Учитель начальных классов должен оценить резуль таты школьной деятельности учеников, а также научить их самих выносить объ­ективную оценку результатам собственной деятельности и действий своих това рищей. П. А. Цукерман были получены экспериментальные данные о том, что совместно работающие младшие школьники гораздо лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, у них эффективнее формируются рефлексивные действия по сравнению с учащимися, обучающимися традиционным способом

Особенность подросткового возраста заключается в том, что подростки начи­нают больше реагировать на оценки, даваемые их сверстниками и друзьями чем на оценки, получаемые от родителей и учителей. Сохранению авторитета взрослого (учителя) способствует его стремление к максимально объективной и точной отметке.

Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, «индивидуально­сти», стремлением чем-то выделиться. В связи с этим особую значимость приоб­ретает индивидуальный подход к учащимся в оценочной деятельности учителя Он заключается в том, что учитель должен видоизменять приемы опроса и харак­теристики знаний в устном оценочном суждении в соответствии с индивидуальными

Особенностями ученика (робость, самоуверенность, способность думать быстро или медленно, сообразительность, дефекты речи) таким образом, чтобы опрос и оценка знаний принесли максимальную пользу подростку Поэтому необходимо выделить критерии индивидуальности, неповторимости и уникальности подрост- lea. его личностного отношения к учебной деятельности, что проявляется в потребно­стях, активности, целеустремленности, самооценке, критичности, гибкости и воле­вых усилиях (т. е. в составляющих мотивационной и эмоционально-волевой сфер {саморегуляции). Индивидуальный подход к учащимся в оценочной деятельности |учителя не означает отклонения от установленных норм оценки.

Учебная деятельность в старших классах имеет свои особенности: она стано- вится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Продолжение обучения в. старших классах — это •своего рода заявка на поступление в будущем в высшее учебное заведение. Поэто- | му здесь снимается острота проблемы мотивации учения и связанной с ней дис­циплины на уроках. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связан- f ные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим [образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл I и становятся действенными.

В старшем школьном возрасте значимость педагогических оценок, предла- [ гаемых взрослыми людьми, вновь возрастает, и наряду с этим меняется их иерар­хия. Более существенными становятся оценки личностного плана, чем оценки, |касающиеся знаний, умений и навыков, а также внешних форм поведения. Педаго- г гические оценки, получаемые от взрослых людей, в данном возрасте, как прави­ло, преломляются через самооценку, и собственное восприятие себя становится более существенным, чем оценки, получаемые со стороны.

В средних и старших классах средней школы хорошо работает рейтин­говая система оценки знаний, которая предполагает оценку всех видов учеб­ной деятельности учащихся на основе специально разработанной многобалль­ной оценочной шкалы. С помощью рейтинга всегда виден «статус-кво» данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как «близко» или «далеко» в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую ученик рассчитывает Такая система оценки позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при оценке знаний, стимулирует соревновательность в учебном процессе.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Дайте определение понятий «оценка», «отметка», «успеваемость».

  2. В чем сущность ориентирующей и стимулирующей функций педагогической оценки?

  3. Раскройте сущность комплексного характера стимулирования успехов учащих­ся в обучении и воспитании.

  4. Дайте классификацию педагогической оценки по Б. Г. Ананьеву.

  5. Охарактеризуйте отдельные виды педагогической оценки.

  6. Определите условия эффективности педагогической оценки.

  7. Назовите условия принятия учениками оценки.

  8. Каковы особенности педагогического оценивания школьников в младшем школь­ном, подростковом и раннем юношеском возрасте?