logo search
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Стадиальность психического развития

Изменение нашего «Я», как правило, происходит постепенно и самим челове-»"м иоспринимается как плавное (за исключением особых жизненных ситуаций, хитрые могут вызвать существенную переоценку ценностей, мировосприятия), i )дмйко, наблюдая за другими людьми со стороны, особенно за детьми, мы можем ....."чь насколько отличается человек в разных возрастах.

ВОЗРАСТ —определенный этап в развитии человека, который характеризуется специфическими особенностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими

особенностями.

Категорию «возраст» используют в своих теоретических построениях уче-нып, разделяющие концепцию стадиального развития психики. Среди них 3. Фрейд, Н< 11иаже, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др. Все они считают, что в психическом развитии человека можно выделить стадии.

СТАДИЯ —определенная ступень, период, этап в развитии чего-либо, имеющие свои качественные особенности.

Стадии психического развития отличаются друг от друга своеобразным соче­танием характеристик психических проявлений и поведения. Эти характеристики и определяют психологические особенной™ конкретного возраста. Очень часто между стадиями наблюдаются бурные переходные периоды, которые обознача­ются возрастными кризисами.

В отечественной психологии одно из наиболее глубоких обоснований стадиальности психического развития сделал Л. С. Выготский. По его мнению, развитие — это, прежде возникновение нового, или возрастных новообразований. Поэтому особенности конкретной стадии развития определяются содержанием ее возрастных новообразова­ний, т. е. качеств или свойств, которые на предыдущей стадии «в готовом виде» не суще­ствовали. Но в то же время, как отмечал ученый, «новое не падает с неба», а подготов-ппно нсем ходом предшествующего развития, т. е. появляется закономерно.

Признавая основным фактором психического развития социальную среду, Л. С. Вы-штский ввел в научный обиход понятие «социальная ситуация развития», которая опре-цпммвтся специфическим для каждого возраста отношением между ребенком и соци--.......ой средой. Новый возрастной период начинается со смены социальной ситуации развития. Последняя же, в свою очередь, обусловливает появление к концу возраст­ного периода новообразований, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.

Исследуя динамику переходов от одного возраста к другому, Л. С. Выготский пришел к выводу, что изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Исходя из этого, он выделяет стабильные и кризисные стадии развития. Стабильный период характеризуется плавным ходом процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка, длится по не­скольку лет и составляет большую часть жизни человека. Изменения, которые проис­ходят на протяжении длительного времени, как правило, незаметны для окружающих. Но, накапливаясь, в конце периода они обусловливают качественный скачок в развитии, что и определяет появление возрастных новообразований. Поэтому об уровне развития можно судить, сравнив начало и конец стабильного периода.

Кризисным стадиям (периодам) развития Л. С. Выготский отводил также важней­шую роль.

Таким образом, по мнению Л. С. Выготского, психическое развитие представляет собой чередование кризисных и стабильных периодов. На основе этого им предло­жена возрастная периодизация, которая схематично представлена во вставке «Пси­хология в схемах».

Среди всех подходов к периодизации психического развития особое место за­нимают теоретические построения советского психолога Д. Б. Эльконина и аме­риканского психолога Э. Эриксона.