Педагогическое взаимодействие —
реализуемое в различных системах отношений («педагог — ученик», «ученик — ученик» и т. д.) взаимодействие людей, в основе которого лежат цели и задачи педагогической деятельности.
Психологический анализ педагогического взаимодействия может осуществляться по различным основаниям, в том числе с точки зрения его структурных характеристик. При этом, те подходы, которые обоснованы учеными при рассмотрении структуры межличностного взаимодействия, применимы и к анализу педагогического взаимодействия. На схеме обобщенно представлены взгляды некоторых ученых на структуру межличностного взаимодействия, с одной стороны, на основе характера проявляемых психических процессов (эмоциональных, познавательных и поведенческих), а с другой стороны, на основе выделения различных форм активности субъектов взаимодействия.
В структуре педагогического взаимодействия в зависимости от формы активности также можно выделить три компонента:
□ совместную деятельность;
□ систему отношений между субъектами педагогического процесса;
□ педагогическое общение.
Вся педагогическая деятельность построена на взаимодействии учителя и учащихся. Процесс взаимодействия состоит из общения и отношений, которые осуществляются проявляются в совместной деятельности. Общая психологическая атмосфера на уроке и психологический климат в классе зависят не только от того, как организовано общение с учащимися, но и от того, каковы межличностные отношения, которые складываются в процессе этого общения. Перефразируя известную поговорку, можно утверждать: «Скажи, как ты отзовешься о своих учениках, и я скажу, как ты к ним относишься».
Процессы воспитания и обучения насквозь пронизаны общением в широком смысле. Если условно вычесть живое межличностное взаимодействие учителя и ученика из педагогической деятельности, останется какая-то сухая выжимка из конспектов и поурочных планов. Педагогическое общение — это единственная магистраль, единственный путепровод, по которому учитель «транслирует» все хорошее, что содержит его личность, в личность ученика. И не очень хорошее тоже. Связь эта двусторонняя — от учителя к ученику и от ученика к учителю. Все это составляет межличностное взаимодействие.
По мнению Я. Л. Коломин-ского, внутреннюю основу педагогического взаимодействия составляет педагогическое отношение, включающее эмоциональные переживания, образы, мысли, которые вызывают у учителя ученики и собственная его деятельность. Внешнюю же основу образует общение.
Исходя из этого, можно выделить четыре типа педагогического взаимодействия:
I. Внутри тепло — снаружи тепло. Любит своих учеников и свою работу и адекватно проявляет это отношение в своем поведении. Если строгость и наказание, то сквозь любовь, которую не стесняется проявить.
II. Внутри холодно — снаружи холодно. Такой учитель детей не любит и деятельностью своей тяготится; редко советует, часто приказывает, редко помогает, часто требует; неохотно хвалит, с удовольствием наказывает.
III. Внутри тепло — снаружи холодно. Прекрасно относится к детям и работу свою любит, а в классе — суровый взгляд, строгий голос, сдержанные жесты, лишний раз не улыбнется
IV. Внутри холодно — снаружи тепло. Самое вредное сочетание. Пушкин в «Евгении Онегине» назвал его «низким коварством» Это когда «вздыхать и думать про себя, когда же черт возьмет тебя!»
В работах Я. Л. Коломинского и Н. А. Березовина отмечается, что одним из важнейших факторов формирования межличностных отношений в классных коллекти вах является стиль отношения педагога. В отличие от широко применяемого в соци альной психологии понятия «стиль руководства», стиль отношения педагога состойi из двухосновных подструктур: мотивационной, под которой понимается эмоционально-ценностная позиция по отношению к детям и педагогической деятельности в целом, и операциональной, которая включает в себя систему поведенческих реакций, реализующих эту позицию. Стиль отношения, являющийся внутренним психологи ческим фоном, на котором развертываются все акты взаимоотношений учители и детей, может быть по-разному гармонизирован: положительному внутреннему oi ношению может соответствовать адекватная система педагогических воздействий (у<. тойчиво-положительный стиль), отрицательному — отрицательная (устойчиво-отри цательный стиль). Вместе с тем могут быть и внутренне рассогласованные стили отношения: пассивно-положительный, пассивно-отрицательный, неустойчивый Таким образом, Н. А. Березовин и Я. Л. Коломинский выделяют пять типов отношв ний педагога к учащимся:
1. Активно-положительное отношение к учащимся. Учитель убежден, что у каждого ученика имеются определенные достоинства, которые при соответствую щих усилиях можно раскрыть и развить. В индивидуальных характеристиках на уча-щихся он, как правило, отмечает положительный рост и качественные сдвиги. Даже в условиях работы с трудным классом такой учитель не меняет эмоциональнп положительного отношения к учащимся.
2. Ситуативный стиль отношения. Учитель не имеет твердых объективных взглядов на личность ученика и возможности ее развития. Характеристики учеников противоречи вы, оценка классного коллектива неопределенна: сегодня нравятся все, завтра — никто
3. Пассивно-положительный стиль отношения. Учитель методически подгото» лен очень хорошо, но в отношении с учениками проявляется какая-то сухость, разт варивает с ними официальным тоном, хотя относится хорошо и любит их; в совершенстве знает программу, предвидит, где ученик может допустить ошибку.
4. Активно-отрицательный стиль отношения. Учитель делает замечания в резкой форме, забывает о похвале, как методе воспитания, при любой неудаче ученики возмущается во весь голос, упрекает, читает мораль. Требователен до грубости, допускает перегибы, не очень эрудирован, не может найти подхода к ученикам, не любит ленивых и слабо подготовленных учеников, не желает с ними работать, резкость, оскорбления личности сочетаются с заносчивостью.
5. Пассивно-отрицательный стиль отношения. Учитель флегматичен, воспринимает все настороженно, инициативы ни в чем не проявляет, возмущение поведени ем учеников наружу не выходит, уклоняется от участия в общественной жизни, не любит задерживаться в школе.
Таким образом, проявление личного отношения учителя к коллективу класс» и к отдельным учащимся зависит от стиля его работы, внутренней психологической установки по отношению к ученикам.
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину