logo search
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Виды способностей

Существуют разные подходы к классификации способностей. Например, разли­чают природные (естественные) способности, которые в своей основе биологически обусловлены, и социальные (специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение). В качестве природных способностей вы­деляют способность к запоминанию, перцептивные способности, способность к ком­муникации (передаче информации) и т. д. Эти способности непосредственно связа­ны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа ус­ловно-рефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда дру­гих. ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ —индивидуально-психологические особенности личности, обусловливающие успешность выполнения различных видов деятельности. Уровень общих способностей определяется теми психологическими качествами индивида, которые отвечают требованиям ни одного, а многих видов деятельности. Часто в качестве основного условия высокого уровня общих способностей рассмат­ривается интеллект человека. В то же время, помимо умственных характеристик, к общим способностям можно отнести и другие (тонкость и точность ручных движе­ний, развитая память, совершенная речь и т. д.). СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ —индивидуально-психологические особенности личности, обусловливающие успешность выполнения определенного вида деятельности.О специальных способностях говорят тогда, когда отчетливо проявляется особое сочетание психологических особенностей, обусловливающих высокий уровень осу­ществления конкретной деятельности. К таким способностям можно отнести техни­ческие, музыкальные, математические, лингвистические, литературные, художествен­ные, спортивные и др. Наличие у человека общих способностей не исключает разви­тия специальных и наоборот. Общие и специальные способности часто взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Способности можно рассматривать не только по качественным характеристикам, но и по уровню (масштабу) проявления. Для этого в психологии используют такие понятия, как «одаренность», «талант», «гениальность».ОДАРЕННОСТЬ —единство общих способностей человека, обусловливающее диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности.

Ода­ренных людей отличает, прежде всего, увлеченность каким-либо делом, настойчи­вость в достижении желаемого результата, интеллект, превышающий средний уровень. Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов.

Когда человек добивается значительных результатов в какой-то деятельности, говорят о таланте.

ТАЛАНТ —высшая ступень развития способностей личности к определенной деятельности, проявляющаяся в своеобразии, оригинальности и эффективности подхода к решению задач и выполнению требований этой деятельности.

Базируясь на таком понимании, можно утверждать, что талант есть высший уро­вень проявления специальных способностей. Он развивается и проявляется только в процессе осуществления деятельности. Деятельность талантливого человека ха­рактеризуется очень высокой продуктивностью, новизной и оригинальностью исполь­зуемых знаний, технологий, приемов.

Высший уровень развития способностей определяют как гениальность. ГЕНИАЛЬНОСТЬ —

высший уровень развития различных способностей личности, чья творческая деятельность повлияла на различные аспекты жизни общества, на ход истории. Творчество человека, который признан гением, имеет для человечества большое значение. Гений плодами своей деятельности во многом определяет характер эпохи и не только в сфере приложения своих способностей, но и намного шире.