3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
Центральным новообразованием ранней юности часто признается профессиональное и личностное самоопределение (формирование образа желаемой профессии и образа «идеального Я»). В качестве важнейших новообразований возраста также выделяется формирование мировоззрения, системы социальных установок и ценностных ориентаций, развитие самосознания.
Ранняя юность — период интенсивного развития мировоззрения молодых людей. Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Серьезные, глубокие суждения уникальным образом переплетаются с наивными, детскими представлениями. Юноша может не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды. Такая
противоречивость неудивительна, так как в это время идет активный поиск своей жизненной позиции.
Центральное место в формировании мировоззрения занимает решение важнейших социально-нравственных проблем, чаще всего группирующихся вокруг вопроса о смысле жизни. Фактически каждый молодой человек пытается для себя ответить на вопрос, чему стоит посвятить свою жизнь. Кому удается сформировать видение своей жизни и определить жизненную стратегию уже на этом этапе, тот вступит в период взрослости осознанно, с важными внутренними основаниями для полноценной жизни. Насколько эти основания реализуются на практике, будет зависеть от способности перейти от «плана» к конкретным жизненным проектам и практическим делам.
В раннем юношеском возрасте завершается формирование сложной системы ценностных ориентаций и социальных установок. Ценностные ориентации формируются под влиянием доминирующих социальных ценностей. Те социальные ценности, которые юноша делает «своими», во многом будут определять его жизненные выборы и поведение.
Социальные установки определяют предрасположенность человека поступать определенным образом в конкретной жизненной ситуации. Эта готовность формируется на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. В основе формирования социальных установок лежат потребности индивида и конкретные жизненные ситуации, в которых потребности удовлетворяются определенным образом. Когда одна и та же потребность многократно удовлетворяется одним и тем же образом, и формируется социальная установка. Поэтому можно говорить, что социальные установки определяют отношение и поступки юношей и девушек.
Важнейшее значение для всей жизни человека имеет становление самосознания в юношеском возрасте. Как отмечает И. С. Кон, «открытие своего внут реннего мира равнозначно для юноши настоящей коперниковской революции» (приводится по: Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М., 1982).
Развитие самосознания стимулируют вопросы, которые юноша задает себе: «Кто я?», «Какой я?», «К чему я стремлюсь?», «Как прожить достойную жизнь?», «Чему ее посвятить?» и т. д.
Самосознание представляет собой сложное психологическое явление, формируемое в течение всей жизни человека, и влияет на все аспекты существования
Самосознание- целостное представление человека о самом себе, выражающееся в эмоциональном отношении к самому себе, в самооценке своей внешности, умственных, нравственных, эмоциональных, волевых качеств, в осознании своих достоинств и ограничений, на основе чего формируется возможность саморазвития и самовоспитания.
В качестве компонентов самосознания выделяются:
осознание своей тождественности;
осознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
осознание своих психических свойств и качеств;
определенная система социально-нравственных самооценок.
Становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего
«Я» является важнейшим психологическим процессом ранней юности. Оно происходит по нескольким направлениям
1. Открытие своего внутреннего мира. Юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я»; появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества.
Появляется осознание необратимости времени. Это заставляет юношу всерьез задуматься о смысле жизни, своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты начинают вырисовываться возможные жизненные варианты, между которыми предстоит сделать выбор. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения, «образ Я», стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана — важные задачи самосознания.
Формируется целостное представление о самом себе. Вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже качества своей личности. На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей у юноши формируется самооценка.
Высокий уровень развития самосознания в раннем юношеском возрасте является важной основой для осознанного управления всей жизнью. Благодаря ему у молодых людей наблюдается сильная мотивация к саморазвитию и самовоспитанию.
Развитие познавательной сферы в ранней юности-
Для познавательной сферы старшеклассников свойственно: I п Дальнейшее развитие теоретического мышления, которое определяет «интеллектуализацию» других познавательных процессов. Как пишет И. С. Кон: «Развитие абстрактно-логического мышления означает появление не только нового интеллектуального качества, но и новой потребности. У подростков и юношей появляется непреодолимое тяготение к абстракции; теоретизирование становится насущной психологической потребностью» (приводится по: Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М., 1982).
а Развитие произвольной памяти, способности к осмысленному запоминанию.
о Противоречивость внимания, которое, с одной стороны, характеризуется большим объемом, распределением, концентрацией, а с другой — становится более избирательным в зависимости от преобладающих интересов.
о Направленность воображения на создание образов будущей жизни в различных сферах.
Р. Стернберг считает, что когнитивное развитие в юности характеризуется:
более эффективным использованием отдельных механизмов обработки информации, таких, как ее сохранение в памяти и перенос;
развитием более сложных стратегий для различных типов решения задач;
использованием более эффективных способов получения информации и ее хранением в символической форме;
развитием исполнительских функций более высокого порядка, в том числе планирования и принятия решений, и повышение гибкости при выборе методов из более широкой базы сценариев.
Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сфер в ранней юности.
На фоне достаточно бурного в эмоциональном плане подросткового возраста период ранней юности является менее эмоционально напряженным. В то же время для старшеклассников свойственны большая эмоциональная восприимчивость к различным переживаниям, способность к обобщенным переживаниям (чувство юмора, чувство прекрасного и т. д.), потребность в сильных эмоциональных привязанностях (юношеская дружба и любовь).
В ранней юности активно развиваются волевые качества. При этом инициатором этого развития чаще всего начинает выступать сам юноша (программы саморазвития, ведение дневника, большой интерес к самопознанию и испытанию себя).
Развитие мотивационной сферы идет по двум основным направлениям: профессиональному и личностному. В рамках первого направления у старшеклассников формируются мотивы учебной деятельности в связи с выбором профессии, что определяет сужение познавательных интересов, переориентацию с внешних оценок на внутренние. В личностном плане развитие мотивации связано с возникновением потребностей в близких дружеских связях, основанных на глубокой эмоциональной привязанности, в самопознании и саморазвитии.
Вопросы и задания для самоконтроля
Почему в юношеском возрасте личность наиболее активно, чем в другие возрастные периоды, участвует в социальных процессах?
Что определяет содержание социальной ситуации развития в раннем юношеском возрасте?
Какие факторы определяют оптимальный выбор профессии старшеклассниками?
В чем отличия учебной и учебно-профессиональной деятельности?
Почему для юношей и девушек особое значение имеют дружеские отношения?
Как психическое развитие молодых лкэдей зависит от взаимоотношений с противоположным полом?
Чем характеризуется развитие самосознания юношей, и как оно влияет на их жизнь?
Каковы особенности познавательного, эмоционального и волевого развития старшеклассников? Какие мотивы у них доминируют?
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46