logo search
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Индивидуальные особенности внимания младших школьников

Роль внимания в учебной деятельность велика. На занятиях учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переклю­чает с одного вида деятельности на другую. Уровень развития познавательной сферы младшего школьника позволяет ему сосредотачивать внимание на нужных действиях, но в то же время часто еще преобладает непроизвольное внимание. Поэтому для ре­бенка в начальной школе достаточно характерна отвлекаемость, вследствие которой ему трудно сосредоточиться на сложном учебном материале.

Внимание младших школьников характеризуется небольшим объемом и устойчи­востью. Если подростки сосредоточенно могут заниматься одним делом в течение 40—45 минут, старшеклассники — до 50 минут, то для младших школьников нормальным считается удержание сознания на нужном объекте в течение 10—20 минут. Также затруднено распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое. В то же время, благодаря учебной деятельности у ребенка достаточно активно развивается произвольное внимание. При этом логика его развития такова: сначала школьник следует указаниям учителя и работает под его контролем, а затем начинает выполнять задания самостоятельно— сам ставит цель и контролирует свои действия. Когда появляется самостоятельный контроль за ходом и результатами своей деятельности, тогда мы и наблюдаем проявление произвольного внимания.

Несмотря на указанные общие тенденции в развитии внимания, существуют и индивидуальные особенности. Эти отличия наблюдаются при анализе проявления различных свойств внимания. Некоторые ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они могут долго и усердно выполнять одно задание, но быстро перейти к другому заданию для них весьма проблематично. Для других характерна легкость переключаемое™, но при этом и значительная отвлекаемость. Существуют проблемы с небольшим объемом внимания у некоторых младших школьников.

Для хорошей организации учебного процесса и оптимального развития личности младшего школьника важно, чтобы педагог имел представление о возрастных особенностях развития внимания и учитывал индивидуальные отличия. Опытный педагог, используя весь арсенал педагогических методов, создаст необходимые условия для развития внимания всех учеников. При этом важно не забывать о ресурсах конструктивного взаимодействия учителя с родителями.