logo search
konspekt_lektcii_psihologiya3

1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи

Эффективное решение задач воспитания и обучения невозможно без пони­мания и учета психологических закономерностей и механизмов этих процессов. Поэтому неслучайно, что на определенном этапе развития научного знания воз­никла особая дисциплина — педагогическая психология.

Педагогическая психология межпредметная и прикладная от- расль психологической науки, возникшая в связи с запросами педа­гогической теории и практики обучения и воспитания, изучающая фак­ты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса.

В становлении педагогической психологии выделяют три этапа (приводится по: Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н/Д, 1998):

Первый этап общедидактический (середина XVII — конец XIX веков). На этом этапе психолого-педагогические знания развивались благодаря та­ким классикам педагогики, как Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, А. Дистервег, П. Ф. Каптерев, К. Д. Ушинский и др. Часто педагоги стремились понять и объ­яснить поведение человека, исходя из естественных сил. Я. А. Коменский в «Ве­ликой дидактике» приводит аналогии между солнцем и учителем, подчеркивая их значимость в жизни людей. Согласно ученому, силы ученика требуют поддержки, а не подавления. Разумные методы преподавания должны основываться на при­родных особенностях ребенка, вызывающих желание познавать. Последователь Я. А. Коменского Г. Песталоцци понимал обучение как дело творчества самого учащегося, утверждая, что обучение — это искусство содействовать естествен­ному стремлению человека развиваться.

Второй этап общепсихологический (конец XIX — начало 50-х годов XX ве­ка). В это время психология начала оформляться в самостоятельную отрасль нау­ки. Результаты экспериментов, полученные в лаборатории В. Вундта, а в начале XX ве­ка — и Вюрцбургской школы, привели ученых к выводу, что данные психологических исследований должны быть использованы не только в «чистой» науке, но и в практике,

в частности, при обучении. Начало второго этапа развития педагогической психологии фиксировалось в названиях учебников П. Ф. Каптерева (1885), Э. Торндайка (1903), Л. С. Выготского (1926). Большое влияние на развитие педагогической психологии ока­зали идеи Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, П. П. Блонского.

Третий этап этап психологических теорий обучения (с 50-х годов XX века). Базис любой науки связан с возникновение и развитием своих тео­рий. С середины прошлого века в психологии начали интенсивно развиваться теории, содержание которых отразилось как на преобладающих направлениях научных исследований, так и на решении практических задач в сфере образова­ния. Наиболее известными теориями являются:

На разработку теоретических и экспериментальных основ педагогической

психологии в России и Беларуси в указанный период большое влияние оказали работы Л. С. Выготского, П. П. Блонского, С. Л. Рубинштейна и др.

В настоящее время развитие научного знания в педагогической психологии идет с учетом современных тенденций развития общества. Возникнув вр многом благодаря появлению массового и систематического образования и необходи­мости его правильного психологического сопровождения, в настоящее время педагогическая психология должна также обеспечивать обучение и воспитание на основе гуманистических ценностей. С позиции гуманистической психологии главной целью педагогической психологии в современных условиях является изучение закономерностей психического и личностного развития человека, спо­собного к свободному выбору путей и средств саморазвития, человека, который, принимая себя, способен к свободному самоопределению и компетентному опре­делению себя в обществе, семье, профессиональной деятельности.

Специфика предмета, содержания и многочисленных задач, стоящих перед педагогической психологией, объективно определена особенностями образова­тельного процесса.

Как система образование может рассматриваться в трех измерениях:

п как профиль образования (например, общее и специальное (гуманитарное, естественнонаучное, физико-математическое)).

Как процесс образование предполагает разграничение его сторон — обуче­ния, научения, учения. С позиции обучающего образовательный процесс пред­ставляет единство обучения и воспитания, а с позиции обучающегося — освое­ние знаний, практических действий, выполнение учебных задач.

Как результат образование имеет двухплановое рассмотрение: во-первых, в плане результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой; во-вторых, результат — это опыт человека, прошедшего обучение как совокупность сформированных личностных, интеллектуальных и поведенческих качеств и свойств, позволяющих ему адекватно действовать на основе этих при­обретений в любой ситуации.

Образование в узком смысле слова — это усвоение человеком знаний, на­выков и умений, осуществляемое в процессе обучения, поэтому образованным в обиходе называют человека грамотного, знающего, начитанного. Но в более широкой и собственно психологической трактовке процесс и результат образо­вания приобретают особый смысл созидания человека, его «образовывания» в целом как личности, а не только приращение, арифметическое увеличение знаний и умений. При этом речь идет о принципиально новом подходе, при котором образование рассматривается как создание развивающей среды для максимального раскрытия личностью своего потенциала.

Образование — общественно организованное содействие разви- ^^ тию личности, ее самосовершенствованию и самореализации.

В соответствии с таким пониманием, уровень образованности личности нельзя сво­дить к сумме лет, отпущенных на ее обучение. И градация образования, например, на начальное, среднее, средне специальное, высшее во многом носит условный харак­тер. Образованность как целостный результат предполагает нечто другое и значитель­но большее, чем выпускные удостоверения, аттестаты и дипломы, чем перечисление прослушанных человеком и сданных в период обучения обязательных дисциплин.

Настоящее, истинно человеческое образование неотрывно от процесса воспитания. Образовывать человека означает не только учить, но и оказывать помощь в построении образа собственной личности, образцов и моделей со­циального и профессионального поведения, бытия в целом, поэтому грамот­но организованный образовательный процесс является непременно учебно- воспитательным, комплексным и разделимым на отдельные, поочередные, взаимопроникающие составляющие.

В психологической литературе существуют различные трактовки предмета педагогической психологии. Так, по Л. И. Божович, предмет педагогической психологии составляют закономерности развития человека в условиях обуче­ния и воспитания. Б. Г. Ананьев считает, что педагогическая психология изучает взаимосвязи между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поко­лений. По мнению А. В. Петровского, в рамках педпсихологии должны изучаться психологические закономерности обучения и воспитания.

Развернутое определение предмета педагогической психологии приводит И. А. Зимняя (приводится по: Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н/Д, 1998).

Предмет педагогической психологии факты, механизмы и законо­мерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессы освоения, изменения в уровне интеллектуального и личност­ного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

Предмет педагогической психологии определяет круг задач, решаемых в рам­ках этой области научных знаний. С этой позиции общей задачей педагогической психологии является изучение и описание закономерностей психического и лич­ностного развития человека в процессе обучения и воспитания.

По функциональному критерию можно конкретизировать задачи педагогиче­ской психологии следующим образом:

п раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

о определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся со­циокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в инди­видуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;

п определение связи между уровнем интеллектуального и личностного раз­вития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздей­ствия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

о определение особенностей организации и управления учебной деятель­ностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

о изучение психологических основ деятельности педагога; о определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения; а определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний; о определение психологических основ диагностики уровня и качества усвое­ния и соотнесения с образовательными стандартами;

и разработка психологических основ дальнейшего совершенствования обра­зовательного процесса на всех уровнях образовательной системы (приводится по: Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н/Д, 1998).

Разнообразные и многочисленные задачи, решаемые педагогической пси­хологией, объединяются в четыре основных, которые в реальной практике явля­ются взаимозависимыми, пересекающимися и междисциплинарными.

Первая задача — комплексное изучение психики обучающегося (воспитуемо- го), развивающейся в образовательном процессе. Такое организованное, целена­правленное исследование необходимо для оптимизации и индивидуализации об­разования, для содействия формированию необходимых интеллектуальных и лич­ностных особенностей учащегося, для обеспечения грамотного систематического психологического сопровождения процессов обучения и воспитания. Решение этой задачи дает ответ на межпредметный и важный практический вопрос об основном субъекте процесса: «Кто образовывается (обучается и воспитывается)?».

Вторая задача заключается в психологическом обосновании и отборе учебного материала, подлежащего усвоению, а также в разработке и психо­логической апробации, проверке методов, методик и технологий обучения и воспитания. Решаемая задача призвана дать ответ на дискуссионный во­прос: «Чему и как образовывать (учить, воспитывать)?».

Третья задача педагогической психологии— изучение психики, деятельности и личности педагога. Это ответ на третий принципиально важный субъектный во­прос всей сферы образования: «Кто образовывает (обучает, воспитывает)?». Актуализированные в этой задаче проблемы в равной мере социальны и пси­хологичны. Всякий ли человек может стать учителем? Каковы индивидуально- психологические особенности и профессионально значимые качества педагога, его социально-психологический статус? Каковы объективные возможности само­реализации (профессиональной и личностной)?

Четвертую задачу педагогической психологии составляет участие в раз­работке теоретических и практических вопросов, связанных с осознанной по­становкой и формулированием целей образования (обучения и воспитания). Необходимы психологически аргументированные ответы на важные смысловые и даже нравственные вопросы: «Зачем и для чего образовывать (обучать, вос­питывать)? Как приобретенные знания изменили саму личность, ее отношения и взгляды на мир, на саму себя?».