logo search
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Природа способностей

в психологии на природу способностей человека существуют разные пози­ции, которые условно можно рассматривать в рамках трех подходов.

1 подход: способности определяются генотипом. Некоторые ученые считают, что способности врожденны и передаются по наследству. Генетическая обусловленность способностей находит свое косвенное подтвержде­ние в истории многих родов. Например, известно не одно поколение музыкантов Штрау­сов, писателей Дюма; установлены родственные связи Л. Н. Толстого и А. С. Пушкина (их прабабушки были родными сестрами), немецких философов И. Канта, Ф. В. Шел­линга и Г. В. Гегеля. 2 подход: способности зависят от воспитания. Данный подход противополо­жен рассмотренному выше и заключается в том, что развитие способностей ставят в зависимости от внешних условий и характера воспитательного воздействия. Обо­снование этой позиции мы можем найти, например, у известного философа Джона Локка, который утверждал, что человек — своего рода «чистая доска», и соответ­ственно, создав определенную среду, можно сформировать любое качество или раз­вить любую способность (условно говоря, подразумевается, что у каждого человека можно развивать поэтический талант, как у Пушкина, или способность к живописи, как у Репина). Данный подход конкретизирован в ряде психологических теорий.3 подход: способности развиваются в ходе жизни с учетом природных за­датков. У каждого человека есть врожденные способности, или природные задатки.

ЗАДАТКИ —морфологические и функциональные особенности человека, характеристики нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

От задатков зависит предрасположенность к развитию в дальнейшем тех или иных способностей. Задатки еще не гарантируют развития способностей, а являются лишь одним из условий. Кроме того, задатки характеризуются многозначностью, поскольку на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зави­симости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Таким образом, для развития способностей важно как наличие соответствующих природных предпосылок, так и создание благоприятных внешних условий. Для обес­печения последнего следует учитывать так называемую возрастную сензитивность (или сензитивный период).

ВОЗРАСТНАЯ СЕНЗИТИВНОСТЬ —присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.

Условно говоря, если для развития какой-то способности в сензитивный период нужно затратить определенное количество времени, то в любой другой период таких усилий для того же результата должно быть затрачено на порядок больше. Поэтому легче и эффективнее создавать необходимые для развития условия своевременно.