logo search
konspekt_lektcii_psihologiya3

2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников

Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития юношей и девушек, в существенной мере влияющим на все сферы их жизнедеятель­ности. Учение в ранней юности опосредовано формирующимися представлениями о предпочитаемой сфере профессиональной деятельности. Соответственно, про­исходит разделение учебных интересов, более углубленное занятия одними пред­метами по сравнению с другими. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность.

Учебно-профессиональная деятельность ведущая деятель- ность юношеского возраста, в ходе которой усвоение знаний опо­средовано процессом профессионального самоопределения.

Повышение интереса к учению в раннем юношеском возрасте связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Сами старшекласс­ники, в первую очередь, указывают на свое желание продолжать образование с целью своего личностного и профессионального развития. Это определяет доминирование мотивов, связанных с самоопределением и подготовкой к само­стоятельной жизни. Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие социальные мотивы, как стремление приносить пользу обществу, убеж­денность в практической значимости науки для общества.

Таким образом, на смену общению со сверстниками как ведущей деятель­ности подросткового возраста в раннем юношеском возрасте приходит учебно- профессиональная деятельность.

Процесс выбора профессии у старшеклассников может происходить по- разному. Он предполагает высокую внутреннюю активность личности, посколь­ку ситуация выбора профессии требует учета различных факторов: необходимо проанализировать свои ресурсы, требования избираемой профессии, осознать потенциальные несоответствия и оценить возможность или невозможность раз­решения этих несоответствий.

Важную роль в выборе профессии играет профориентационная работа. В ходе ее необходимо способствовать осознанию старшеклассниками тех факторов, кото­рые определяют успешность одного из самых важных жизненных выборов. В каче­стве определяющих факторов выбора профессии можно выделить:

- Способности личности как основание для достижения высоких показате­лей деятельности. Очевидно, что если у человека есть задатки к какому-то род У деятельности, то это является важной предпосылкой для успешной профессио­нальной деятельности.

- Интересы личности как основание для внутренней мотивированности дея­тельности. Доминирующие интересы позволяют человеку заниматься деятельно­стью не только ради результата, но и для получения удовольствия от процесса- Для профессионалов свойственна именно эта характеристика.

- Ценности личности как основание для осмысленности деятельности- Человеку как существу, наделенному самосознанием, важно заниматься ДеЯ' тельностью, значимой и для себя, и для других людей. Поэтому выбор профеС' сии должен учитывать и этот фактор.

- Социальный запрос, определяющий потенциальную востребованность специалиста. Любая профессия должна удовлетворять различные потребно­сти: и духовные, и социальные, и материальные. Материальные потребности на должном уровне могут быть удовлетворены, если на эту профессию на рынке труда есть спрос.

Учет каждого из четырех названных факторов определяет успешность выбо­ра профессии. При этом об успехе в данном случае нужно говорить не только с точки зрения внешнего, социального аспекта, но и, в первую очередь, с точки зрения внутреннего аспекта. Счастлив тот субъект профессиональной деятель­ности, который ориентирован на внутренний успех, т. е. на то, чтобы реализовать свои уникальные способности, интересы и ценности в профессиональной дея­тельности. И только на этой основе и внешний успех в полной мере определит самореализацию человека в профессиональной деятельности.

Для формирования гармоничной и реалистичной жизненной перспективы нужно знакомить юношей и девушек с конкретными примерами удачных и неудачных жиз­ненных путей, связанных с выбором той или иной профессии. Важно показать раз­личные варианты и психологические следствия выборов профессии. Важно также сформировать осведомленность о будущих условиях труда. В профориентационной работе важно учитывать не только рациональные моменты, связанные с определе­нием жизненных целей и планов, но и эмоциональные особенности личности. В ран­ней юности для организации успешного самоопределения необходимо знакомить учащихся с психологической характеристикой профессий, т. е. с теми требованиями, которые предъявляются к вниманию, наблюдательности, мышлению, воле, харак­теру и другим психологическим особенностям человека той или иной профессии. Важно познакомить их и с тем, какие стороны личности формируются в той или иной деятельности. Ведь, как известно, содержание деятельности во многом определяет формирование личностных характеристик человека. Поэтому можно говорить, что сначала человек выбирает профессию, а потом профессия во многом определяет личность самого человека.

В выборе профессии очень важно, чтобы молодые люди имели возможность познакомиться с реальными примерами удачной профессиональной деятель­ности. Возможность взаимодействия с людьми, имеющими достижения в про­фессии и получающими от нее удовлетворение, очень значима для развития юношей и девушек. Также необходимо создать условия для получения ими про­фессиональной консультации, нацеленной на изучение способностей, интересов, ценностей человека, рекомендаций относительно выбора профессии, соответ ствующей их личностным характеристикам.

В ранней юности особое значение для личностного развития молодых людей значение имеет характер межличностных отношений. Самоощущение юношей и девушек во многом по-прежнему определяется тем, насколько они приняты кру­гом сверстников. Низкий статус в группах юношеского общения влияет на высо­кий уровень тревожности.

Расширение диапазона общения и усложнение жизнедеятельности старше­классника приводят к тому, что число групп, к которым он принадлежит или на которые он ориентируется и с которыми соотносит свои ценностные ориентации значительно возрастает. Это создает определенные ролевые конфликты и ставит личность перед вопросом, какая принадлежность для нее важнее. Способность юношей найти гармонию в существующих ролевых противоречиях самым непо­средственным образом влияет на формирование идентичности.

Взаимоотношения со сверстниками условно разделяют на товарищеские и дружеские. Признанием и уважением у юношей и девушек пользуются такие сверстники, которые являются их близкими друзьями. С остальными же поддер­живаются только товарищеские и приятельские отношения. Особенной популяр­ностью пользуются те из товарищей, которые сами по-доброму и внимательно относятся к людям. Такие сверстники отзывчивы, сдержанны, жизнерадостны добродушны, уступчивы, обладают хорошим чувством юмора. Не пользуются уважением те, чье внимание и интересы направлены исключительно на себя, кто груб, бестактен и равнодушен к другим людям. Взаимоотношения со сверстника­ми связаны с будущим психологическим благополучием. Разлад взаимоотноше ний со сверстниками нередко приводит к различным формам эмоциональной и социальной изоляции.

В ранней юности резко усиливается и потребность в индивидуальной ин­тимной дружбе. Еще Ж. Ж. Руссо писал, что первое чувство, которое возника­ет у заботливо воспитанного молодого человека —дружба.

Юношеская дружба гораздо устойчивее и глубже подростковой. На первый план в ней выдвигается интимность, эмоциональное тепло, искренность. Разви тие самосознания и свойственные ему противоречия вызывают непреодолимую потребность поделиться своими переживаниями. При этом повышенная эмо циональность юношеской дружбы способствует определенной ее идеализации Представления о друзьях у юношей и девушек чаще соответствует «идеальному Я», нежели «реальному Я». С одной стороны, это позволяет другому человеку укрепиться в вере в себя (человек развивается, когда есть вера в свои силы, спо­собности). С другой стороны, как и любые идеализированные ожидания, чаще всего ведут к разочарованиям. Но без этого невозможно взросление, поэтому и данный аспект в отношениях юношам и девушкам необходимо пережить.

В раннем юношеском возрасте наряду с дружбой у многих молодых людей возникает еще более глубокое чувство — любовь. Возникновение чувства любви связано с несколькими причинами. Во-первых, половое созревание, заверша­ющееся в этот период, способствует росту интереса к противоположному полу Во-вторых, усиливается желание иметь очень близкого друга, с которым можно было бы говорить на самые сокровенные, волнующие темы В-третьих, в любом возрасте, когда человек много размышляет о своем внутреннем мире и испыты­вает состояние одиночества, у него есть желание найти собеседника, который способен понять и принять.

Рассматривая такой аспект межличностных отношений юношей и девушек как свидание, Г. Крайг и Д. Бокум отмечают, что если в подростковом возрасте ин­дивиды предпочитают встречаться с теми, кто физически привлекателен, хорошо

0дет и нравится другим, то в раннем юношеском возрасте наблюдается большая глубина, и юноши и девушки больше озабочены личностными характеристиками и планами партнера на будущее (приводится по: Крайг, Г. Психология развития / f Крайг, Д. Бокум. СПб., 2006. С. 538). На основе зарубежных исследований при­ведены следующие функции свиданий юношей и девушек: отдых (возможность повеселиться с человеком противоположного пола); социализация (возможность для индивидов разных полов узнать друг друга и научиться уместным взаимо­действиям); статус (возможность повысить статус благодаря тому, что тебя видят о кем-то, кто считается привлекательным); товарищество (возможность иметь друга противоположного пола, с которым можно взаимодействовать и делиться пережива­ниями): близость (возможность установить близкие значимые отношения с индивидом противоположного пола); секс (возможность заняться сексуальным экспериментиро­ванием или получить сексуальное удовлетворение); отбор (возможность общаться с представителями противоположного пола для выбора мужа или жены) (приводится по: Крайг, Г Психология развития / Г Крайг; Д. Бокум. СПб., 2006. С. 538).

Дружба и любовь в раннем юношеском возрасте важны для различных аспек­тов жизни молодых людей. Благодаря им юноши и девушки имеют возможность лучше осознать и понять индивидуальность другого человека и самого себя, сформировать более ясные представления о своей будущей жизни, в том числе в плане семьи и профессиональной деятельности.