4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
По мнению Л. С. Выготского, центральным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости (отношение подростка к себе как к взрослому).
Т. В. Драгунова указывает, что взрослость подростка проявляется в: 1) подражании внешним проявлениям взрослых (манерам поведения, свободному образу жизни, использованию косметики и т. п.); 2) стремлении сформировать качества взрослого; 3) сотрудничестве со взрослым, который воспринимается как образец деятельности и потому подросток может добровольно брать на себя функции помощника взрослого в различных делах; 4) интеллектуальной взрослости, выражающейся в стремлении самостоятельно анализировать ситуацию и принимать решения.
Выделяют и другие новообразования подросткового возраста: абстрактное мышление, развитие самосознания, автономная мораль и др.
Развитие познавательной сферы подростков.
Согласно исследованиям Ж. Пиаже, с 11—12 лет интеллектуальное развитие характеризуется появлением формальных операций. Они лежат в основе абстрактно- логического мышления и оказывают влияние на процессы запоминания, способы решения проблем, формирование нравственных установок и суждений. Отличительной особенностью стадии формальных операций является способность к формулированию, логической и систематической проверке гипотез.
Г. Крайг и Д. Бокум выделяют три основные характеристики подросткового мышления.
Возможность объединять различные переменные при поиске решения проблемы.
Способность к догадке о том, какой эффект одна переменная оказывает на другую.
Способность объединять и разделять переменные в гипотетико-дедук- тивных связях («Если дано X, то следует F») (приводится по: Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. СПб., 2006. С. 514).
Значимым достижением развития мышления подростков является способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях: «Благодаря этому у детей подросткового возраста отмечается возникновение интереса к разнообразным абстрактным философским проблемам, в том числе к религиозным, политическим, этическим и др. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, то есть у них происходит становления мировоззрения, что самым непосредственным образом, конечно, связано с интеллектуальным развитием (приводится по: Психология человека от рождения до смерти / [под ред. А. А. Реана]. СПб., 2005. С. 204).
Сущностной особенностью восприятия подростков является его интеллектуализация, т. е. когда одновременно происходит и отражение объекта, и выделение в нем определенных связей, черт, характеристик. Поэтому можно говорить об особой выраженности такого свойства, как осмысленность восприятия.
Развитие абстрактно-логического мышления отражается на функционировании памяти. Происходит как интенсивное накопление информации, так и совершенствование способов ее обработки. Благодаря этому более эффективно решаются задачи учебной деятельности и возникающие проблемы в других сферах. По сравнению с младшими школьниками, подростки, с одной стороны, имеют более широкий арсенал сценариев решения, а с другой — характеризуются способностью более эффективно обрабатывать и обобщать поступающую информацию.
Новые мыслительные способности подростков позволяют им легче запоминать и воспроизводить учебный материал вследствие использования различных мнемических приемов. В основе запоминания все чаще лежит осмысление и логическое «связывание» информации, что характеризует действие логической памяти. Механическая память развивается не так интенсивно, что может отражаться на качестве запоминания обширного материала, связанного с увеличением учебных предметов в средних классах.
В подростковом возрасте продолжает развиваться воображение Благодаря воображению подросток в значительной мере может начать влиять на свою жизнь. Созидательное «строительство жизни», как и любое строительство, начинается с образа (проекта). Образы же и являются продуктами воображения. Поэтому необходимо поощрять подростков в их попытках самостоятельно и осознанно определить для себя образы будущей жизни, профессии, своей личности. Если им удастся в это время осознать и укрепиться в своих жизненных мечтах, то это может во многом повлиять на качество их будущей жизни. Однако мечты не нужно путать с фантазиями, которые могут служить своеобразной психологической защитой, порождая образы, снижающие напряжение и тревожность, но не влияющие на продуктивную деятельность. Говоря о фантазии подростка, Л. С. Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, и которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии, «как сокровеннейшую тайну, и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии» (приводится по: Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. М., 2004).
Особенностями эмоциональной сФеоы подростков являются:
- Повышенная эмоциональная возбудимость, обусловленная как психическими, так и физиологическими изменениями. Многие подростки отличаются вспыльчивостью, страстностью, бурным проявлением своих чувств; они легко увлекаются новыми интересными делами, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам.
- Большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками.
- Перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно, причем достаточно значимых причин для подобной перемены настроения может и не быть; выраженность таких перепадов в рассматриваемом возрасте позволила ученым говорить о своеобразном «подростковом комплексе эмоциональности» (приводится по: ]"1сихология человека от рождения до смерти / [под ред. А. А. Реана]. СПб., 2005. С. 215).
- Противоречивость чувств, которая, по мнению А. Е. Личко, может выражаться в том, что у подростков часто сентиментальность уживается с черствостью;
болезненная застенчивость — с развязностью; желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью; борьба с авторитетами — с обожествлением своих кумиров.
- Появление эмоциональных переживаний обусловливается не только оценками других людей, но и самооценкой, возникающей благодаря развитию самосознания.
- На эмоциональные переживания влияние оказывает неодобрение сверстников, нежели неодобрение учителя.
- В основе дружбы подростков лежит общность интересов и нравственных чувств (в младшем школьном возрасте в основе дружбы лежит игра).
о Развитие способности к сочувствию и интенсивный рост других социально ценных переживаний. Как выявлено П. М. Якобсоном, подростки в отличие от других возрастных групп школьников в большей мере испытывают переживания, связанные с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей.
Особенности мотивационной сферы в подросткрвом возрасте.
Изменения в мотивации общения подростков связаны со снижением значимости отношений со взрослыми и усилением роли отношений со сверстниками. Последнее определяет усиление потребности в принадлежности к какой-либо группе. При этом в начале периода, как указывает Ф. Райе, подростки предпочитают общество сверстников одного пола, а позже усиливается потребность в общении с представителями обоих полов.
Многие ученые отмечают, что, несмотря на важную роль общения со сверстниками, нельзя недооценивать и значение общения с родителями. Особенно сильно выражена потребность в неформальном, нерегламентированном общении с родителями, позволяющем подростку почувствовать, что его принимают и с его индивидуальностью и взглядами считаются.
Мотивация учебной деятельности в подростковом возрасте имеет свои особенности. В качестве ведущего мотива в средних классах исследователи выделяют стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. Что касается познавательных мотивов, то в целом отмечается достаточно низкий уровень их выраженности. В среднем лишь 22 % школьников средних классов имеют устойчивый интерес к учебным предметам, а у большинства подростков сформированного активного интереса нет, зато у более половины (54 %) наблюдается преобладание ориентации на оценки, а не на получение знаний (И. С. Кон).
Л. С. Выготский называл проблему интересов «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Он акцентировал внимание на том, что в подростковом возрасте имеет место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Им отмечалось, что «если вначале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком».
В качестве основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал «доминантами», ученый выделял:
- «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности);
- «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние);
- «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях);
- «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму) (приводится по: Обухова, Я Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. М., 2004).
Происходят изменения в мотивах нравственного поведения. У многих подростков происходит переход от реактивного поведения, когда поступок совершается вследствие страха наказания или желания поощрения, к осознанному поведению, когда в основе поступка — ориентация на свои представления об идеале.
Подростковый возраст часто рассматривается как период, в котором часты случаи девиантного поведения. Выделяют различные мотивы девиантного поведения: протест против диктата взрослых, желание самоутвердиться при отсутствии возможности сделать это социально приемлемым способом, эмоциональная неустойчивость, эмоциональное состояние и др.
Особенности волевой сферы в подростковом возрасте.
Новый уровень мышления отражается на способности подростков сознательно управлять своим поведением. Наблюдается переход от внешней стимуляции поведения к внутренней. Однако, как и многие другие процессы, развитие воли подростков имеет противоречивый и сложный характер. С одной стороны, подросток стремится быть самостоятельным в достижении определенных целей, а с другой — отсутствие жизненного опыта, а также значительное влияние эмоций на принятие решений могут определять формирование упрямства вместо настойчивости. Также стремление к независимости и самоутверждению делают подростков часто невосприимчивыми к замечаниям и пожеланиям взрослых людей, особенно если они подаются в категоричной форме.
РАЗВИТИЕ самосознания в подростковом возрасте
Самосознание есть самая последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Дарвиш, с. 124). Высокий уровень его развития позволяет человеку в значительной мере влиять на различные аспекты жизни.
Условно можно говорить о двух мирах, в которых живет человек: о мире внутреннем и мире внешнем. Содержание внутреннего мира человека наряду с переживаниями, мыслями определяется также образами, создаваемыми осознанно
или неосознанно. Внешний мир — это то, что происходит во внешнем плане (наблюдаемые события, поступки, дела). Эти «миры» — две грани жизни человека. Если доминирует одна грань, то жизнь человека становится дисгармоничной.
Осознанное и созидательное строительство своей личности начинается
осознания внутреннего видения образа желаемой жизни, образа личности. Это и есть работа самосознания. Его высокий уровень позволяет подростку начинать осознанно ставить и отвечать на такие вопросы, как «Кто я?», «Какую жизнь я хочу прожить?», «Какой я есть, и каким я хочу быть?» и т. п. Понятно, что подобные вопросы и у многих взрослых вызывают сложности. У подростков же, находящихся вначале осознанной жизни и не имеющих жизненного опыта, подобные вопросы очень часто вызывают многочисленные противоречия. Но без попыток самостоятельного поиска ответов невозможно подлинное взросление.
Самосознание определяет «теоретическое творение», которое существует в виде идей, представлений, образов. Одной из следующих задач, которую предстоит решать молодым людям, является практическое воплощение своего видения жизни и своей личности в реальных делах и отношениях.
В реальной жизни мы можем часто наблюдать, что гармония между указанными выше «мирами» встречается редко, а чаще наблюдается то, что одни люди предпочитают большую часть времени «проводить», фокусируясь на внутреннем мире, а другие, наоборот, — на внешнем. Это согласуется с мнением немецкого психолога Ю. Куля, который пришел к выводу, что у человека может преобладать либо ориентация на состояние, либо ориентация на действие: «Люди, сориентированные на состояние, испытывают трудности, принимая даже довольно простые и не очень важные решения (например, при покупке подарка). Они склонны к сомнениям и бесконечному взвешиванию вариантов, чрезмерно зацикливаются на прошлых неудачах, вновь и вновь мысленно возвращаясь к ним. Часто их отвлекают от действия мысли: «Кому все это нужно?», «Зачем я это делаю?», «Имеет ли это смысл?». Причем вопросы такого рода лезут в голову не только на стадии подготовки к деятельности, но и в ее процессе, что, конечно, не дает как следует сконцентрироваться на содержании работы, окунуться в нее с головой, увлечься.
Ориентированные на действия, напротив, быстро принимают решения, легко отвлекаются от раздумий о былых провалах и просчетах. Берясь за что-то, они не тратят время на размышления о смысле, необходимости и ценности занятия, а полностью сосредоточиваются на содержании дела» (приводится по: Энциклопедия для детей. М., 2003. Т. 18 : Человек. Ч. 2 : Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. С. 176).
Таким образом, благодаря самосознанию человек в подростковом возрасте впервые в жизни имеет возможность начинать осознанно и осмысленно строить свою жизнь. И так как это первый шаг, то он является очень важным для всей последующей жизни. Во многом оттого, смогут ли подростки начать самостоятельно мыслить, определять жизненные приоритеты, зависит их социальное и духовное взросление.
Вопросы и задания для самоконтроля
Почему подростковый возраст многими учеными считается как один из самых сложных возрастных периодов?
Что определяет содержание социальной ситуации развития в подростковом возрасте?
Какие причины позволили рассматривать общение со сверстниками в качестве ведущей деятельности подросткового возраста?
Какие функции реализуются в общении подростков?
Каковы причины конфликтов подростков со взрослыми?
Какие выделяют стили родительской власти? Какие стили в наибольшей мере можно считать конфликтогенными?
Что свойственно для познавательного развития подростков?
Почему самосознание имеет особое значение для развития в подростковом возрасте и для всей жизни человека?
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46