logo search
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Понятие о восприятии

Восприятие связано с формированием в психике целостного образа предмета или явления. Безусловно, восприятие предпо­лагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ними, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от характера отношений между ощущениями, от свягэй и отношений между качествами и свойствами предмета, т. е. прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением целостных образов предметови явлений. Процесс фор-мирования этих образов в психологии называется восприятием.ВОСПРИЯТИЕ- познавательный процесс, в ходе которого в психике происходит целостное отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств. Часто, когда говорят о процессе восприятия, используют понятия «перцепция» или «перцептивный процесс» (от англ. perception — восприятие, понимание). Соответственно, под перцептивной системой понимают совокупность различных элементов, обеспечивающих формирование целостного психического образа.

Условно выделяют четыре составляющие восприятия (точнее, перцептивного действия): обнаружение, различение, идентификаций и опознание. Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса, возникающая в результате реакции на воздействующий стимул. Конечным результатом различения является формирование перцептивного образа. При этом наблюдается выделение специ­фического сенсорного содержания в соответствии с особенностями внешнего воздействия и с учетом стоящей перед субъектом задачи. После формирования перцептивного образа осуществляется идентификация и опознание. Идентифи­кация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, которыми человек овладевает в ходе специального обучения и практики.