1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
Общая характеристика психического развития в подростковом возрасте представлена в схеме 6, с. 79.
Границы возраста — от 11 до 15 лет. Существуют и другие взгляды на возрастные границы подростничества. В зарубежной психологии и некоторых отечественных работах подростковый возраст и период ранней юности объединяются в одну стадию, называемую либо подростничеством, либо отрочеством. Наблюдаются также индивидуальные различия вступления в данный возраст, обусловленные разным темпом биологического созревания.
Схема 6
Подростковый период рассматривается как длительный переходный период из детства во взрослость и существует преимущественно в развитых странах (Г. Крайг, с. 493). В прошлом подростковый возраст был значительнее короче, так как процесс взросления не требовал столь многоплановой готовности молодого человека к полноценному выполнению функций, обусловленных требованиями общества.
Задачи развития. В подростковом возрасте человек сталкивается с двумя основными задачами: 1) увеличением автономии и независимости от родителей; 2) формированием идентичности, означающей творческое и независимое «Я», гармонично соединяющей различные элементы данной личности (Крайг, с. 523).
Основная задача подросткового возраста связана с необходимостью формирования целостной идентичности (образа своего «Я») на фоне обострения ряда противоречий (между физиологическим и социальным развитием; между новыми потребностями и устаревшими подходами в межличностных отношениях и др.). Э. Эриксон считал, что основная задача, решаемая человеком в подростковом и раннем юношеском возрасте, состоит в формировании чувства идентичности, которое решающим образом определяет последующую жизнь.
Формирование идентичности представляет собой важнейшее внутреннёе условие успешного перехода в период взрослости. Этот процесс осуществляется на основе согласования разных представлений о других людях и самом себе Ввиду его сложности, нормальным является своего рода ролевое экспериментирование, когда подростки «примеряют» различные социальные роли и в результате чего может наблюдаться так называемая «путаница ролей». Как указывается, «подростки окружены огромным разнообразием ролей, предлагаемых множеством референтных групп и людей; эти роли нужно интегрировать в личностную идентичность, а их конфликтующие моменты следует примирить или отторгнуть» (Г. Крайг, с. 525).
Активность происходящего процесса, с одной стороны, # отсутствие жизненного опыта — с другой, определяют желание получить поддержку от сверстников и педагогов, чтобы найти свой способ самовыражения и самоутверждения. Однако, как замечает Э. Эриксон, «стоит молодому человеку почувствовать, что его окружение определенно старается отгородить его от всех тех форм выражения, которые позволяют ему развивать и интегрировать свой следующий жизненный шаг, как он начнет сопротивляться этому с дикой силой, пробуждающейся у зверя, неожиданно оказавшегося перед необходимостью защищать свою жизнь» (приводится по: Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон. М., 1996). Именно поэтому подростковый возраст часто называют «переходным», «трудным», «критическим». Большинство ученых сходятся во мнении, что он является самым сложным возрастным периодом в жизни с момента рождения. Это объясняется рядом внешних и внутренних предпосылок, определяющих содержание социальной ситуации развития.
Внешние предпосылки связаны со следующими изменениями:
- в силу многопредметности и разноплановости учебного материала появляется качественно новое познавательное отношение к знаниям;
- нет единства требований среди педагогов, а потому особенно важным выступает формирование собственной позиции по всем жизненным вопросам:
- интенсифицируется процесс осознания себя в качестве субъекта социальной жизни.
Внутренние предпосылки затрагивают следующие аспекты развития:
- Происходит бурный физический рост и половое созревание. При этом наблюдается большая чувствительность к своей физической внешности. Но если для мальчиков наибольшее значение имеют рост и мускулы, то «девочки, напротив, беспокоятся о том, чтобы не быть слишком толстыми либо слишком худыми; они сосредоточены на весе потому, что волнуются, как их воспримет общество» (Г. Крайг, с. 501).
- Неравномерность созревания различных систем организма приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму,
- Формирование жизненных интересов.
Эти предпосылки во многом определяют социальную ситуацию развития. С одной стороны, наблюдается интенсивное физическое и половое развитие, сопровождаемое появлением у подростков чувства тревоги, ранимости, уязвимости, напряженности, обеспокоенности внешним видом. С другой стороны, биологическое созревание во многом определяет возникновение у них устойчивого стремления к проявлению независимости, самостоятельности. Этому также способствуют изменения в познавательной сфере и развитие сознания. В то же время очень часто ближайшее окружение (в первую очередь, родители и другие взрослые) существенным образом не меняют своего отношения и относятся к подростку, как к ребенку. Это и вызывает одно из важнейших противоречий подросткового возраста, которое лежит в основе социальной ситуации развития личности в подростковом возрасте.
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46