logo search
konspekt_lektcii_psihologiya3

4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте

На психическое развитие младшего школьника оказывает влияние характер межличностных отношений и общения с другими людьми.

Межличностные отношения, как известно, отражают внутреннюю сторону взаимодействия, определяют эмоционально-когнитивное отражение субъектами друг друга и выражаются в соответствующих установках (например, симпатия или антипатия к другому человеку; интерес или безразличие и т. д.). Когда же эти установки реализуются в конкретном поведении, используют понятие «обще­ние». Оно является внешне наблюдаемой стороной взаимодействия, связанной с установлением и развитием контактов между субъектами, характеризующейся стремлением обменяться информацией, познать друг друга и повлиять на по­ведение или установки.

Межличностные отношения в любой группе определяются разными причина­ми. Я. Л. Коломинский выявил, что положение ученика в системе межличностных отношений определяется следующими факторами:

- личностными качествами;

- учебной успеваемостью;

- характером взаимоотношений с учителем;

- внешней привлекательностью (приводится по: Коломинский, Я. Я Психоло­гия детского коллектива / Я. Л. Коломинский. Мн., 1984).

Г. Крайг, рассматривая проблему положения младшего школьника в группе сверстников, выделяет следующие факторы:

- общая приспособляемость (энтузиазм и активное участие в общих делах, способность сотрудничать, отзывчивость);

- успехи в учебе и спортивные достижения; о положительная обратная связь от учителя;

- адекватное поведение (никому не нравится как слишком агрессивное, так и излишне застенчивое поведение).

Общение младших школьников строится на основе индивидуальных предпочте­ний детей. Я. Л. Коломинский выделяет первый и второй круги общения школьников. В первый круг общения входят те одноклассники, которые являются для ребенка объектом устойчивого выбора (к кому он испытывает постоянную симпатию, эмо­циональное тяготение). Среди других детей есть те, общения с которыми индивид избегает, но есть еще и те, «в отношении которых ученик колеблется, испытывая к ним большую или меньшую симпатию; эти последние и составляют «второй круг общения школьника» (приводится по: Реан, А. А. Социальная педагогическая психо­логия/А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. М., 1999. С. 212).

Межличностное взаимодействие младшего школьника с разными субъектами имеет свою специфику. Поэтому отдельно рассмотрим особенности общения ре­бенка со сверстниками, учителем и родителями.

Общение CQ сверстниками

В рассматриваемом возрастном периоде общение со сверстниками приобретает все большее значение. При этом можно говорить о том, что стремление к установ­лению более глубоких отношений с товарищами возрастает с течением времени. Содержание общения младших школьников связано не только с решением задач ведущей учебной деятельности, но имеет и свою «внутреннюю природу», часто связано с внешкольными делами. Взаимодействие детей также способствует формированию коммуникативных навыков и их нравственному развитию.

В младшем школьном возрасте можно говорить о появлении школьной дружбы. Дружба как особый вид межличностных отношений характеризует­ся привязанностью, желанием быть вместе, взаимным ожиданием ответных чувств и предпочтительности. Она возникает как на основе совместной учебной деятельности в классе, так и на основе совместных внеучебных занятий (со­вместные игры, кружки, походы ит. п.). В дружбе развиваются важнейшие положи­тельные личностные качества ребенка (альтруизм, рефлексия, эмпатия и др.).

Отношение к друзьям и само понимание дружбы меняются в течение всего младшего школьного возраста. «Для детей 5—7 лет друзья — это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т. п. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают что "друзья ведут себя хорошо", "с ними весело". В этот период дружеские связи непрочны и недолговеч­ны, они легко возникают и довольно быстро могут рваться.

Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто им помогает, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внима­тельность, самостоятельность, уверенность в себе, честность» (приводится по: Психология / [под ред. И. В. Дубровиной]. М., 2004. С. 424).

В этот период также можно наблюдать такое социально-психологическое яв­ление, как лидерство, когда между детьми возникают отношения доминирова­ния и зависимости.

Как и в любой малой группе, в школьном классе могут быть разные причины доминирования одних членов группы над другими. Очень часто лидер класса об­ладает такими качествами, как сообразительность, инициативность, оптимизм. В то же время в неформальной группе лидером может стать ученик, более раз­витый в физическом плане или более коммуникабельный.

Общение с учителем,

Особая роль учителя в жизни ребенка определяется тем, что он выступает основ­ным организатором самой значимой сферы жизни младшего школьника — учебной деятельности. Часто именно педагогическая и личностная позиция учителя опреде­ляет многие аспекты личности ребенка (его самооценку, отношения и т. д.).

Характер взаимоотношений учителя с учениками определяется его индивиду- . альностью. Однако можно отметить, что изначально педагог имеет своего рода «кредит доверия» со стороны детей. В первые годы ребенок практически безгра­нично верит своему учителю: «В глазах ребенка учитель всемогущ, потому что он не только "все знает, но и ему все подчиняются». Учительница может вызвать в шко­лу даже родителей, поговорить с ними, и те будут ее "слушаться"» (М. В. Матюхина). Во 2-м и 3-м классе личность учителя становится менее значимой, что во многом связано с так называемой «естественной сепарацией» ребенка, т. е. стремлени­ем к самостоятельности и психологическим отделением его от взрослого.

Общение с редителями,

Отношения ребенка с родителями также во многом опосредованы учебной деятельностью: «Очень часто с приходом ребенка в школу родители начинают строить с ним отношения, исходя из того, как он учится, как ведет себя в шко­ле. Если хорошо учится и ведет себя в школе — родители им довольны, в про­тивном случае — недовольны. С детьми обсуждаются в основном только темы, относящиеся к школе, и получается, что семья как бы дублирует школу И здесь для ребенка могут быть негативными, как полное поддерживание родителями

негативных оценок ребенка учителем и требований школы, которые начинают выполняться родителями с особым рвением, так и нивелирование, игнорирова­ние родителями оценок учителя в общении со своими детьми, противодействие родителей требованиям школы» (приводится по: Ильин, Е. П. Психология / Е. П. Ильин. СПб., 2004. С. 273—274).

Для благополучного психического развития ребенка важно, чтобы он был не толь­ко объектом постоянного контроля и оценки со стороны родителей, но и чувство­вал, что они его принимают цельно, со всеми ошибками и недостатками. И реальное стремление младшего школьника совершенствоваться, улучшать результаты своей деятельности в этом случае будет не меньшим.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Почему младший школьный возраст называют «вершиной детства»?

  2. Что определяет содержание социальной ситуации развития в младшем школь­ном возрасте?

  3. Чем характеризуются основные компоненты учебной деятельности младшего школьника?

  4. Каково соотношение контроля и оценки учебной деятельности и как они влияют на психическое развитие детей?

  5. Почему школьные оценки влияют на самооценку младшего школьника?

  6. В чем специфика развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте?

  7. Что свойственно для развития эмоциональной сферы младшего школьника?

  8. Каковы особенности общения ребенка со сверстниками, учителем и родителями?