Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
Основу социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте составляет противоречие между необходимостью более целенаправленно и системно изучать социальный опыт, выраженный в знаниях, и тем, что посредством шроеой деятельности (ведущей деятельности дошкольного возраста) данный опыт не приобрести Поэтому ведущей деятельностью младшего школьного возраста
■ |.ни.иип и учебная деятельность.
Не протяжении младшего школьного возраста у ребенка развивается теоретическое мышление, формируются новые знания, умения, навыки, что создает необходимую основу для последующего обучения. Однако учебная деятельность влияет не только на познавательную сферу: от ее содержания и результатов непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания влияет на различные характеристики сознания и самосознания ребенка. Соответственно, предметом изменений в учебной деятельности впервые становится субъект этой деятельности — сам ребенок. Учебная деятельность способствует рефлексии, оценке школьником своих качеств, происходящих изменений, переживаний.
Самосознание младшего школьника определяется многими факторами. На развитие самосознания младшего школьника большое влияние оказывают результаты учебной деятельности, критерием которых выступает оценка учителя. От оценки зависит мотивация учения, эмоциональная сфера школьника, его самооценка. У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности. В то же время установлено (в частности, американским психологом Эриком Эриксоном), что для полноценного развития личности необходимо формирование чувства компетентности, которое влияет на появление увлеченности и интереса к учебной деятельности. Поэтому учитель должен уделять особое внимание формированию в классе благоприятной психологической атмосферы, в которой бы у детей формировались адекватная самооценка, чувство компетентности и интерес к учебной деятельности. Для этого важно не только оценивать работу учеников, но и донести свою веру в возможности каждого ученика, свои положительные ожидания, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке. При этом важно оценивать конкретную работу, но не личность, не сравнивать детей между собой, ориентировать детей на собственные достижения, поощряя их за любые позитивные результаты.
Конечно, учитель должен учитывать влияние семьи и ближайшего окружения на личность ребенка и развитие ее самосознания. Однако важно помнить о своей роли. Ведь во многих исследованиях установлено, что именно система «ребенок — учитель» определяет отношения ребенка к родителям и взаимоотношения детей, становится центром жизни ребенка, влияет на совокупность всех благоприятных для жизни условий. Это, с одной стороны, делает деятельность учителя особенно ответственной, а с другой — одной из наиболее социально значимых и почетных.
КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ. Мыслительная деятельность людей имеет значительные индивидуальные различия, которые выражаются в следующих качествах
Глубина мышления — способность проникнуть в сущность проблемы, увидеть главные причины и на основе этого уметь представить развитие дальнейших событий Противоположное качество — поверхностность мышления.
Широта мышления — охват различных аспектов вопроса (проблемы), умение сопоставить разноплановые данные. Противоположное качество — узость мышления
Гибкость мышления — умение адекватно и своевременно изменять ситуации и решения в связи с учетом новых факторов. Противоположное качество — стереотипность мышления
Оригинальность мышления — способность творчески решать задачи, находить новые подходы Противоположное качество — стандартность мышления. Критичность мышления — склонность человека любую информацию подвергать сомнению, анализировать разные доводы в пользу того или иного решения. Противоположное качество — иекритичность мышления.
Быстрота мышления — скорость решения человеком стоящей задачи, определяемая его способностью оперативно перерабатывать информацию, находить и реалиэовывать принятое решение. Противоположное качество — медлительность мышления.
Выделенные качества мышления связаны с различными психическими процессами и свойствами Особое значение имеют особенности функционирования и уровень развития всех познавательных процессов. Также значительное влияние на индивидуальное своеобразие мышления будут оказывать психические свойства человека (темперамент как сочетание свойств нервной системы, характер, способности).
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину