logo search
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников

Основу социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте составляет противоречие между необходимостью более целенаправленно и сис­темно изучать социальный опыт, выраженный в знаниях, и тем, что посредством шроеой деятельности (ведущей деятельности дошкольного возраста) данный опыт не приобрести Поэтому ведущей деятельностью младшего школьного возраста

■ |.ни.иип и учебная деятельность.

Не протяжении младшего школьного возраста у ребенка развивается теорети­ческое мышление, формируются новые знания, умения, навыки, что создает необхо­димую основу для последующего обучения. Однако учебная деятельность влияет не только на познавательную сферу: от ее содержания и результатов непосред­ственно зависит развитие личности младшего школьника. Успешная учеба, осозна­ние своих способностей и умений качественно выполнять различные задания влияет на различные характеристики сознания и самосознания ребенка. Соответст­венно, предметом изменений в учебной деятельности впервые становится субъект этой деятельности — сам ребенок. Учебная деятельность способствует рефлексии, оценке школьником своих качеств, происходящих изменений, переживаний.

Самосознание младшего школьника определяется многими факторами. На развитие самосознания младшего школьника большое влияние оказывают результаты учебной деятельности, критерием которых выступает оценка учителя. От оценки зависит мотивация учения, эмоциональная сфера школьника, его самооценка. У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности. В то же время установлено (в частности, амери­канским психологом Эриком Эриксоном), что для полноценного развития личности необходимо формирование чувства компетентности, которое влияет на появление увлеченности и интереса к учебной деятельности. Поэтому учитель должен уделять особое внимание формированию в классе благоприятной психологической атмосферы, в которой бы у детей формировались адекватная самооценка, чувство компе­тентности и интерес к учебной деятельности. Для этого важно не только оценивать работу учеников, но и донести свою веру в возможности каждого ученика, свои положительные ожидания, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке. При этом важно оценивать конкретную работу, но не личность, не сравнивать детей между собой, ориентировать детей на собственные достижения, поощряя их за любые позитивные результаты.

Конечно, учитель должен учитывать влияние семьи и ближайшего окружения на личность ребенка и развитие ее самосознания. Однако важно помнить о своей роли. Ведь во многих исследованиях установлено, что именно система «ребенок — учитель» определяет отношения ребенка к родителям и взаимоотношения детей, становится центром жизни ребенка, влияет на совокупность всех благоприятных для жизни условий. Это, с одной стороны, делает деятельность учителя особенно ответственной, а с другой — одной из наиболее социально значимых и почетных.

КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ. Мыслительная деятельность людей имеет значи­тельные индивидуальные различия, которые выражаются в следующих качествах

Глубина мышления — способность проникнуть в сущность проблемы, увидеть главные причины и на основе этого уметь представить развитие дальнейших собы­тий Противоположное качество — поверхностность мышления.

Широта мышления — охват различных аспектов вопроса (проблемы), умение сопоставить разноплановые данные. Противоположное качество — узость мышления

Гибкость мышления — умение адекватно и своевременно изменять ситуации и решения в связи с учетом новых факторов. Противоположное качество — стереотипность мышления

Оригинальность мышления — способность творчески решать задачи, находить новые подходы Противоположное качество — стандартность мышления. Критичность мышления — склонность человека любую информацию подвергать сомнению, анализировать разные доводы в пользу того или иного решения. Противо­положное качество — иекритичность мышления.

Быстрота мышления — скорость решения человеком стоящей задачи, опре­деляемая его способностью оперативно перерабатывать информацию, находить и реалиэовывать принятое решение. Противоположное качество — медлитель­ность мышления.

Выделенные качества мышления связаны с различными психическими процес­сами и свойствами Особое значение имеют особенности функционирования и уровень развития всех познавательных процессов. Также значительное влияние на индивидуальное своеобразие мышления будут оказывать психические свойства человека (темперамент как сочетание свойств нервной системы, характер, способности).