logo search
konspekt_lektcii_psihologiya3

2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника

Учебная деятельность — специфический вид активности человека. В широ­ком смысле она направлена на усвоение социокультурного опыта, накопленно­го человечеством. Учебная деятельность социальна по своей сущности (она значима для развития общества, им оценивается, организуется в специально созданных социальных институтах (дошкольных учреждениях, школах, вузах и т. д.). Ей присущи все те же признаки, как и любой человеческой деятельности: активность, предметность, осознанность, целенаправленность, субъектность, дина­мичность и др.

Учебная деятельность деятельность, направленная на приоб- ретение индивидом новых знаний, умений, навыков или на их из­менение в процессе специально организованного и целенаправленного обучения, и тем самым обусловливающая изменения в самом индивиде.

Благодаря учебной деятельности младшие школьники усваивают систему знаний и обобщенные способы действий по их применению в разнообразных жизненных ситуациях. Особое значение в этой деятельности играет усвоение на­учных понятий, которые отражают суть предметов и явлений. Усвоение знаний определяет и ход психического развития детей.

Содержание учебной деятельности связано с тем, на что она направлена (ка­ков ее предмет). Предметом учебной деятельности выступает усвоение знаний,

овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов учебных действий, а также изменение самого субъекта деятельности.

Структурный анализ учебной деятельности позволяет выделить 5 компонен­тов: 1) мотивацию; 2) учебную задачу; 3) учебные действия; 4) контроль; 5) оценку.

По мнению Л. И. Божович, учебная деятельность ребенка побуждается дву­мя видами мотивов, имеющих разную психологическую характеристику. Одна группа, в которую входят так называемые познавательные мотивы, порождается преимущественно самой учебной деятельностью и определяется ее содержани­ем. Другая группа (социальные мотивы) связана с побуждениями, которые по­рождаются «всей системой отношений, существующих между ребенком и окружа­ющей действительностью». К познавательной мотивации относятся мотивация содержанием (желание познать новые факты, суть явления) и мотивация про­цессом (интерес к самому процессу учения). К социальным мотивам относятся «статусный мотив» («Хочу быть учеником»), мотив хорошей отметки и мотив са­моутверждения.

Российский исследователь проблем мотивации Е. П. Ильин в качестве основ­ных мотивов учебной деятельности младших школьников рассматривает пять ви­дов. Мотивы получения знания связаны с познавательными интересами ребенка. Один из самых действенных мотивов для младшего школьника — мотив получе­ния отметки. В течение первых двух лет обучения школьники рассматривают от­метку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Значимость данного мотива также обусловлена тем, что статусное положение школьника в клас­се во многом определяется его успеваемостью. К концу начальной школы отно­шение к значимости отметки со стороны школьника снижается. В мотивационной сфере младшего школьника также существуют мотивы избегания неудачи и моти­вы достижения успеха. Мотив избегания неудач присущ как хорошо успевающим, так и плохо успевающим учащимся младших классов, но у последних, как прави­ло, он является основным. У детей же с высокой успеваемостью в большей мере выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с мотивом получения высокой отметки или одобрения взрослых. Для определенной группы младших школьников (имеющих высокие результаты деятельности, лидерские способности и завышенную самооценку) свойственна так называемая престижная мотивация, выражающаяся в соперничестве со спо­собными одноклассниками.

Еще одним структурным компонентом учебной деятельности выступают учебные задачи, выполняя которые младший школьник постигает общие спосо­бы действия (решения).

Учебная задача представляет собой определенное задание, постановка кото­рого имеет важнейшее значения для освоения учебного действия. Формулирует­ся это задание в конкретной педагогической ситуации.

Учебное действие как структурный компонент учебной деятельности подчи­нено учебной цели и включает совокупность операций, которые должен совер­шить обучаемый для решения учебной задачи.

Учебные действия могут анализироваться с различных позиций. С точки зре­ния субъекта, выделяются такие учебные действия, как действия целеполагания, программирования, планирования, исполнительские действия, действия контро­ля (самоконтроля), оценки (самооценки). С точки зрения особенностей деятель­ности ученика, выделяют мыслительные, перцептивные, мнемические и другие действия. В зависимости от характера используемых операций и полученного результата говорят о репродуктивных (воспроизводящих) и продуктивных (твор­ческих) учебных действиях.

Учебные действия образуют основу процесса усвоения знаний, который включает:

  1. непосредственное восприятие, наблюдение, обеспечивающие получение информации;

  2. осмысление материала (переработка информации);

  3. запоминание и сохранение обработанной информации;

  4. применение запомненной информации (знаний) на практике.

Контроль и оценка являются важнейшими компонентами учебной деятельно­сти. Контроль учебной деятельности — структурный компонент учебной деятель­ности, характеризующийся сличением имеющегося результата с поставленной учебной задачей.

Действию контроля в учебной деятельности принадлежит особая роль, по­скольку он позволяет управлять ее ходом, своевременно вносить коррективы, определять эффективность форм и методов организации учебной деятельности. При этом важно, чтобы постепенно субъектом контроля все в большей мере вы­ступал сам ученик. Когда речь идет о самоконтроле учебной деятельности, мож­но говорить что она характеризуется более высоким уровнем развития.

Оценка учебной деятельности призвана подвести итог какого-либо этапа учеб­ной деятельности. Это своего рода подведение итогов учебного действия (дей­ствий) ученика на основе соотнесения его результата с поставленной целью.

О роли оценивания учебной деятельности в свое время заявил Д. Б. Эльконин: «Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли им реше­на учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных и практических задач. Но тем самым оценка становится ключевым моментом при определении, насколько реализуемая школьником учебная деятельность оказала влияние на него самого как субъекта этой деятельности. В практике обучения имен­но данный компонент выделен особенно ярко. Однако при неправильной организа­ции учебной деятельности оценка не выполняет всех своих функций» (приводится по: Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. М., 2003. С. 326).

Проблеме оценки учитель должен уделять особое внимание, так как оцен­ка влияет на многие сферы личности младшего школьника. Надо помнить, что оценка не тождественна отметке. Оценка — это процесс оценивания, осущест­вляемый учителем с использованием различных способов. Отметка же является формальным результатом этого процесса, выраженном в баллах.