Свойства восприятия
Суть восприятия в наибольшей степени отражена в его характерных свойствах К основным свойствам восприятия чаще всего относят предметность, целостность константность, структурность, осмысленность и избирательность.
1. Предметность восприятия — свойство, указывающее, что в процессе воз действия многочисленных раздражителей человек «не теряется», а способен раз личать и выделять четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы Речь идет об отнесении внешних воздействий к самим предметам и, соответствен но, об осознании того, что эти предметы не зависят от нас, существуют сами по себе, имеют свои характеристики.
2. Целостность восприятия указывает на важнейшую характеристику, подразумевающую, что мы всегда воспринимаем целостный образ предмета (явления). Даже если в настоящий момент на человека действует не вся совокупность раздражителей, характеризующих данный объект, он «достраивает» образ на основе своего предыдущего перцептивного опыта.
3. Константность восприятия — относительное постоянство воспринимаемых предметов по различным характеристикам (цвету, форме, величине и др.) при изменении условий восприятия. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы, благодаря чему происходят многочисленные «подстройки», изменение функционального состояния органов чувств.
4. Структурность восприятия показывает, что несмотря на формирование целостного образа предмета, мы имеем дело с элементами воздействующего предмета. Структурность восприятия позволяет видеть связи между элементами и способствует формированию более адекватного образа предмета.
5. Осмысленность восприятия. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов, на что и указывает данное свойство. Связь восприятия и мышления многогранна: воспринимая, человек сопоставляет разные предметы между собой, с предыдущим опытом, с контекстом конкретной ситуации.
6. Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Если для человека актуальны определенные мотивы, у него в наибольшей степени будет активизировано восприятие тех предметов и явлений, которые позволят их реализовать. Данное свойство указывает на активный характер отражения человеком окружающей действительности. Помимо рассмотренных свойств восприятия иногда выделяют и другие, например, апперцепцию. АППЕРЦЕПЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ - зависимость восприятия от жизненного опыта человека, выраженного в его знаниях, привычках, установках и др.
Проявление апперцепции восприятия доказывает, что оно имеет значительную субъективную составляющую и зависит от характера осуществляемой человеком деятельности, от значимых жизненных событий, от социокультурных условий его жизни, от индивидуально-психологических особенностей личности. Апперцепция позволяет понять, почему одни и те же объекты, события, ситуации вызывают у разных людей разные образы. Например, когда происходит дорожно-транспортное происшествие, его свидетели дают разные, порой противоположные показания.
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину