logo search
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Психологическая характеристика типов темперамента

Описание психологических характеристик людей с разным типом темперамента встречается в работах психологов, философов, писателей. Представим обобщенные и наиболее яркие характеристики сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Сангвинический темперамент (в основе лежит сильный, уравновешенный, под­вижный тип нервной системы). И. П. Павлов характеризовал данный тип темпера­мента так: «Сангвиник — горячий, очень продуктивный деятельно, но лишь тогда, когда у него много и интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым». Для сангвиника характерна повышенная реактивность, проявляющаяся в том, что он живо и с большим возбуждением откли­кается на все, привлекающее его внимание. Сангвиник отличается и повышенной активностью. Активность и реактивность у него уравновешены, он может сдерживать свои реакции и проявления чувств. Темп реакции достаточно высокий, что характери­зуется быстрыми движениями и темпом речи. Для сангвиника обычна большая под­вижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке. Сангвиник обычно весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко под­дается чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Очень склонен к выпол­нению совместной деятельности. Продуктивен при динамической и разнообразной работе. Работа, требующая быстрой реакции, а вместе с тем уравновешенности, боль­ше всего подходит ему. Представители этого типа темперамента легко усваивают учеб­ный материал, если он вызывает у них эмоциональный отклик. Если же учебный мате­риал неинтересен и для его изучения требуется длительная напряженная однообраз­ная работа, то сангвиник может плохо усваивать новое в силу отвлекаемое™.

При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство кол­лективизма, активное участие в общественной жизни. Но при неблагоприятных усло­виях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвини­ка могут проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.

Холерический темперамент (в основе лежит сильный, неуравновешенный — с преобладанием возбуждения — тип нервной системы). Для холерика, как и для сангвиника, также характерны высокая реактивность и активность, быстрый темп ре­акции, но реактивность у него преобладает над активностью. Представители этого типа темперамента отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Для них характерна быстрота (иногда лихора­дочная) движений и действий, порывистость. Психические процессы протекают у них быстро. Неуравновешенность ярко сказывается в деятельности холерика: он с увле­чением и даже страстью берется за дело, проявляет инициативу, работает с подъе­мом. Но в силу нерационального расходования энергии, запас ее у холерика быстро истощается, настроение резко падает. Такая цикличность активности — одна из ха­рактерных особенностей холерического темперамента. В силу преобладания возбуж­дения над торможением в общении с людьми холерик допускает резкость, вспыльчи­вость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, и на этой почве он мо­жет создавать нередко конфликтные ситуации в коллективе.

Флегматический темперамент (в основе лежит сильный, уравновешенный, инерт­ный тип нервной системы). По характеристике И. П. Павлова, флегматик — спокой­ный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. В деятельности флегматик проявляет продуманность, упорство. Как правило, дово­дит начатое дело до конца. Он склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Психические процессы у него протекают замедленно, что может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, понять, быстро сделать. Ему нужно время для сосредоточения внимания, переключения его на другой объект, запоминания, понимания. Инертность сказыва­ется и на косности его стереотипов, трудности их перестройки, что приводит к излишней фиксированное™ характера, недостаточной его гИбкост Однако это качество — инерт­ность — имеет и положительное значение: ес/ Флегматик что-то запоминает, то прочно и надолго; если он что-то делает, то уже основательно. Флегматики особенно подходят для работы, требующей методичностИ' хладнокровия и длительной рабо­тоспособности. В отличие от сангвиников и ХопеРиков Для них характерны малая реактивность и малая эмоциональная возбудиМость-

В отношениях с людьми флегматик всегда Ровен, спокоен, в меру общителен. Флегматика нелегко вывести из себя, он уклоня^тся от 000Р- ПРИ правильном воспи­тании, когда учитываются слабые и сильные стоРоны Данного темперамента в поста­новке задач, в обеспечении заинтересованнос<и в их Решении и соответствующем стимулировании, у флегматика легко формирую1,0" такме черты, как усидчивость, де­ловитость, настойчивость. Однако в неблагопр*,ятных условиях могут развиваться отрицательные черты — безразличное, равнодУшное отношение к труду, окружаю­щей жизни, пассивность, лень.

Меланхолический темперамент (в основе Лежит слабый тип нервной системы). Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, а вследствие этого и повышенной ранимостью, умеете с тем чувства у них пробужда­ются медленно. Малая реактивность и пониже^ная активность, свойственные ме­ланхолику, проявляются в том, что он редко сме^тся' не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Меланхоник отличается медленным психичес­ким темпом — его движения вялые, слабые, гое»°Рит медленно. Длительное и силь­ное напряжение вызывает у него замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. Он сильно утомляется, но в привычной и сг1окоиной обстановке чувствует себя спокойно и работает продуктивно. Эмоциональн^6 состояния отличаются у него глу­биной, большой силой и длительностью, хотя вн^шне переживания выражаются сла­бо. Меланхолик склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми людьми, часто смущается и проявляет большую неловкое в новой обстановке. Он уклоняет­ся от общественной жизни коллектива. Но при правильном воспитании обнаружива­ются ценные качества его личности: отзывчивое1^ тактичность, чуткость.

Важно помнить, что в жизни «чистых» темпе?аментов не встречается (иначе че­ловек просто не смог бы выжить). Можно говорит*лишь 0 преобладании у конкретно­го человека того или иного типа (типов) темпер^мента- Также не следует говорить о «хорошем» и «плохом» темпераменте: у кажд^™ типа есть как свои сильные, так и слабые стороны.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — теория, возникшая в советской науке и рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н Леонтьев). Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в различных аспектах (историческом, индивидуальном, социальном и т. д.).

Основные принципы деятельностного подхода:

□ принципы развития и историзма;

□ предметности;

D активности, включающей активность надситуативную как специфическую осо­бенность психики человека;

□ интериоризации — экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исто­рического опыта;

П единства строения внешней и внутренней деятельности;

□ системного анализа психики;

□ зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структу­ре деятельности.

На основе этих принципов выделены критерии возникновения и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе, о структуре деятельности (деятельность, действие, операция, функциональные системы), о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания, об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности. Деятепьностный подход выступает как конкретно-научная методология для специальных отраслей психологии (возрастной, педаго­гической и т. п.). На основе предложенной А Н. Леонтьевым схемы структуры деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции) (см. «Психология в схемах»), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие}, изучался широкий круг психических явлений.