3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
Противоречивость подросткового возраста отражается на характере их межличностных отношений с родителями и педагогами. Как двухсторонний процесс
взаимоотношения подростков и взрослых людей обусловлен особенностями и позицией двух сторон.
Подростков может беспокоить, что их собственное мнение о себе не совпадает с мнением окружающих их людей, а также что их идеалы не являются общепринятыми. Поэтому они, с одной стороны, страстно ищут «тех людей и те идеи, которым они могли бы верйть», а с другой стороны, они боятся быть обманутыми, «доверившись простодушным обещаниям окружающих», и потому парадоксально выражают «свою потребность в вере громким и циничным неверием» (приводится по: Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис/Э. Эриксон. М., 1996).
Безусловно, очень часто поведение подростков является своеобразным вызовом для родителей и педагогов. Они как бы провоцируют взрослых людей и проверяют их на готовность занять адекватную позицию.
По мнению Элдера (Elder), позиция родителей во взаимоотношениях с подростками определяется доминирующим видом власти. Всего он выделяет 7 видов родительской власти (приводится по: Кле, М. Психология подростка / М. Кле. М., 1991):
- автократичный — подросток не может ни выразить свою личную точку зрения, ни участвовать в решениях, которые его касаются;
- авторитарный — подросток может участвовать в обсуждении проблемы, но родители принимают окончательное решение, исходя из своего мнения;
- демократичный — подросток вносит свой вклад в обсуждение проблемы и может сам принять какое-либо решение, однако должен сообщить о нем родителям, от которых зависит окончательное утверждение решения;
- эгалитарный — роли практически не дифференцированы, родители и подросток на равных участвуют в принятии решения;
- разрешающий — подросток занимает более активную и влиятельную позицию в принятии решений;
- попустительский— подросток имеет выбор: информировать или нет родителей о своих решениях;
- игнорирующий — родители не знают о тех решениях, которые принял подросток, и он не информирует их.
Демократическая модель власти в большей мере вызывает чувство независимости, доверие, способствует развитию эмоциональной и поведенческой самостоятельности, формированию навыков принятия решений. Именно ее сами подростки воспринимают с наибольшим согласием, считая, что при ней выдвигаемые правила
обоснованы. Однако отмечаются различия в восприятии модели власти в зависимости от пола: более доброжелательно принимается авторитарность отца (75 %), чем матери (50 %); мать, придерживающаяся разрешающего стиля поведения, оценивается более благоприятно, чем отец, играющий ту же роль.
Выявлено, что подростки, сталкивающиеся с демократическим, эгалитарным или разрешающим типами поведения родителей, редко испытывают чувство заброшенности, отверженности, в то же время оно характерно для половины тех, кто испытывает попустительскую, игнорирующую или автократическую модели родительского воздействия (приводится по: Кле, М. Психология подростка / М. Кле. М., 1991).
Авторитарная, попустительская и игнорирующая модели вызывают у подростков ощущение отверженности и зависимости. Именно эти модели не способствуют формированию навыков принятия решений и выступают одной из причин конфликтного взаимодействия .
Важнейшей задачей, решению которой родители должны оказать содействие, является, по мнению Р. Байярд и Дж. Байярд, донесение до подростка, что он (она) «не чья-то копия и что побуждения его (ее) исходят не извне, а изнутри». Для достижения этой цели ребенок должен принимать решения, которые отличались бы от решений родителей, чтобы понять, что он (она) может порождать собственные идеи (приводится по: Байярд, Р Т. Ваш беспокойный ребенок / Р. Т. Байярд, Дж. Байярд. М., 1991). Когда ребенок принимает решения, отличающиеся от мнения родителей, это скорее свидетельствует о его стремлении заявить о своей взрослости, нежели о желании навредить родителям. Но, как отмечают авторы: «Внутреннее давление, вынуждающее ребенка принимать самостоятельные решения, является для него поистине мучительным. Ребенок оказывается в положении льва, для которого настало время выходить из клетки, принимать свои собственные решения, но который уже напуган всем этим. Безусловно, что-то в ребенке искренне нуждается в свободе — и это составляет главное направление развития, но обычно в нем существует и своего рода панический страх от мысли о действительной свободе. Очень велико искушение опять вбежать в "клетку", и большинство детей проделывают это по многу раз».
Родители должны помнить, что взросление их ребенка невозможно без формирования навыка самостоятельно принимать решения. Поэтому иной раз важно уметь не реагировать на провокации ребенка, рассчитанные на то, чтобы родители указали, как «правильно» поступить. Если же подростку удается вынудить взрослого принимать решения за него, то этот взрослый легко превращается в «начальника», «злодея», «диктатора», и есть замечательная возможность «взвалить» всю ответственность за принятое решение на него. «Ребенок может вновь возмутиться творимым над ним или над ней "диктатом", громко настаивать на своем стремлении получить свободу и в то же время делать все, что он (она) хочет, не обременяя себя чувством ответственности», — отмечают Р. Байярд и Дж. Байярд. Базируясь на этих идеях, авторы приходят к выводу, что для успешного взросления детей родители и педагоги должны помогать, содействовать и поощрять линию поведения, направленную на принятие ими собственного решения. Не способствует же решению этой задачи «отрицательное внимание» взрослых, выражаемое в осуждениях, навязчивых советах, неодобрении поведения, попытках все «взять под контроль».
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46