3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
Основными новообразованиями младшего школьника являются произвольность, внутренний план действия и рефлексия. Их анализ мы сделаем при рассмотрении особенностей развития самосознания, эмоциональной, мотивацион- ной, волевой и познавательной сфер младшего школьника.
Развитие самосознания,
К младшему школьному возрасту у ребенка значительно усложняется внутренний мир, что непосредственно связано с его самосознанием. Развитие самосознания позволяет младшему школьнику активно использовать механизм рефлексии.
Рефлексия — процесс самопознания индивидом своих психических процессов и состояний.
Благодаря рефлексии младший школьник выстраивает образ «Я», на основе которого формируется самооценка. На характер самооценки решающее значение оказывают оценки, даваемые ребенку значимыми людьми. Учитывая, что важнейшей частью жизни для него становится школа, то и на самооценку большое влияние оказывают оценки, выставляемые учителем по результатам учебной деятельности. Дети, которые учатся хорошо, как правило, имеют более высокую самооценку. Однако это не значит, что ученики со средними и низкими показателями в учебе однозначно будут иметь заниженную самооценку. Многое зависит от позиции родителей и педагога, от того насколько они смогут создать оптимальные условия для самореализации ребенка не только в учебе, но и в других сферах.
Важно помнить, что для счастливой жизни ребенка, успешной адаптации к новой среде, для развития умения преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе (часто называемое как позитивная «Я-концепция»), От этого зависит внутренняя уверенность в своих силах, уровень притязаний, эффективность любой деятельности. Благоприятной можно назвать ситуацию, когда «за точку отсчета человек принимает самого себя, а успехи или неудачи рассматривает как указатели на пути своего развития. В тех мудрых семьях, где родители не спешат «приклеивать ярлык» ребенку по любому удобному поводу, он выстраивает самооценку, исходя из собственных внутренних ощущений правильности или ошибочности своих поступков, возможности или невозможности реализовать внутренние и внешние потребности, способности. Тогда самооценка мало зависит от мнения окружающих, развивается параллельно с познанием человеком жизни и себя...» (приводится по: Энциклопедия для детей М., 2004. Т. 18 : Человек. Ч. 3 : Духовный мир человека. С. 105).
Развитие эмоциональной сФеры младшего школьника.
Эмоциональное развитие младшего школьника во многом определяется изменениями в связи с началом новой деятельности и расширением круга общения. По-прежнему продолжается бурное развитие и совершенствование «эмоционального языка» ребенка, что выражается в богатстве интонаций, оттенков мимики. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на происходящие события. Благодаря развитию произвольности младший школьник более сдержан в выражении своих эмоций по сравнению с дошкольниками, однако ему по- прежнему часто свойственны непосредственность и откровенность выражения большинства своих эмоциональных переживаний.
Часто в рассматриваемом возрасте у детей появляются страхи. Один из наиболее характерных страхов — страх получения плохой оценки в школе, который может породить высокую тревожность. Данная ситуация обусловлена, в первую очередь, позицией родителей и педагогов в отношении учебы. Признавая значимость оценок как важных ориентиров для определения достижений ребенка, мы в то же время считаем не менее важным сформировать у него осознание того, что только к оценкам и школе вся жизнь не сводится. Как заметил В. Л. Леви: «Школ может и должно быть еще много и очень разных...». Реальная же ситуация свидетельствует, что у школьников 7—9 лет в 72 % случаев присутствуют страхи, связанные со школой и обучением, в 53 % — с неуверенностью в отношениях с учителем (приводится по: Ильин, £ П. Психология / Е. П. Ильин. СПб., 2004. С. 264—265).
В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции и чувства, в частности, чувство ответственности, чувство доверия к людям, эмпатия (сопереживание). Развиваются и нравственные чувства. По мнению Ж. Пиаже, с семи лет ребенок начинает осознавать, что нормы, существующие в отношениях между людьми, создаются на основе взаимной договоренности между людьми и что нравственность того или иного поступка надо определять по намерениям человека.
Характер выражения эмоций и чувств у разных детей отличается и зависит от типа темперамента и других индивидуальных особенностей. Учитывая, что важнейшей функцией любых эмоциональных переживаний является сигнальная функция, к любым нарушениям в эмоциональной сфере ребенка необходимо относиться внимательно. Это может быть свидетельством больших нагрузок, с которыми сам ребенок не справляется и потому включает различные психологические защиты (что может выражаться в агрессии, обидчивости, тревожности и др.).
Развитие мотиваиионной и волевой сфер.
В мотивационной и волевой сферах младших школьников также происходят существенные изменения. Появляются новые мотивы, интересы и желания, усложняются взаимоотношения между различными побуждениями, формируются более устойчивые мотивационные образования, развивается способность к сознательному, волевому контролю своего поведения и деятельности.
Усложнение мотивационной сферы связано с построением иерархии мотивов, с появлением ситуации доминирования одних мотивов над другими. Однако в этот период по-прежнему большое влияние на поведение оказывают «непосредственно действующие мотивы» (по Л. И. Божович), и поэтому часто
намерения «идут на поводу» у непосредственных желаний (Л. С. Славина). С этим также согласуются данные Л. Кольберга о том, что семилетние дети в своем поведении ориентируются, в первую очередь, на возможное поощрение или наказание «здесь и сейчас» (приводится по: Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб., 2002. С. 191).
Изменяется и мотивация межличностного взаимодействия младших школьников. Если в начале возрастного периода взаимодействие ребенка с другими детьми в классе осуществляется главным образом через учителя, то к концу периода значительно возрастает интенсивность общения непосредственно между учениками. Поэтому, по мнению А. А. Реана и Я. Л. Коломинского, позиция «Я и моя учительница» постепенно, по мере осознания себя частью целого (конкретного класса), перерастает в позицию «Мы и наша учительница». Это отражается на том, что если до 3-го класса «ожидания коллектива сверстников еще не становятся подлинным мотивом поведения детей», то в 3—4 классах эмоциональное благополучие ребенка все в большей степени «зависит от одобрения сверстников» (приводится по: Психология человека от рождения до смерти / [под ред. А. А. Реана]. СПб., 2005. С. 170—171).
Важным достижением младшего школьного возраста является появление способности строить свое поведение в соответствии с «надо» (развитие произвольности). При этом в основе такого поведения находятся как те требования, которые инициируют другие люди (учитель, родители), так и те нравственные нормы, которые ребенок принимает. На этой основе у ребенка могут проявляться альтруизм (поведение в соответствии с интересами другого человека или социальной общности) и чувство долга.
На мотивацию учебно-познавательной деятельности влияют различные факторы. Наблюдаются отличия в мотивации достижения у учеников с разной успеваемостью. У детей с высокой успеваемостью более выражена мотивация достижения успеха, у детей с низкой — мотивация избегания неудачи (хотя последний мотив часто наблюдается и у хорошо успевающих учеников). Для первой группы также в большей мере свойственна так называемая престижная мотивация (стремление к соперничеству с одноклассниками).
Развитие решительности, терпеливости и настойчивости характеризует волевую сферу младших школьников. Педагогам важно создать условия для обучения ребенка умению самостоятельно принимать решения в посильных делах. Ведь по большому счету основным критерием успешности педагогического процесса можно считать то, насколько человек способен самостоятельно принимать ответственные решения (с учетом самых разных факторов) и реализовывать их в своей жизни.
Развитие познавательной оФеры младшего школьника,
Поступая в школу, ребенок имеет достаточно богатый багаж чувственной информации о мире. Он не только различает цвета, формы, величину предметов и их положение в пространстве, но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно соотнести предметы по величине. Боле того, младший школьник способен изменять имеющуюся информацию, изображая простейшие представления на бумаге, с помощью пластилина и т. д.
Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы он умел устанавливать идентичность предметов тому или иному эталону. Сенсорные эталоны позволяют отражать многообразие чувственной информации о мире не беспорядочно, а упорядочение. Так существуют цветовые, звуковые, форменные сенсорные эталоны, постигая которые ребенок совершенствует свои органы чувств.
На развитие восприятия большое влияние оказывает деятельность ребенка. Учебная, игровая деятельность, рисование, различные виды конструктивной деятельности создают благоприятные условия для формирования способности к тонкой дифференциации свойств предметов. Ребенок приходит в школу уже со сложившимися сложными видами зрительного анализа и синтеза, со способностью расчленять объекты на части. Однако если анализирующее восприятие первоначально развито в достаточной мере, то синтезирующее восприятие особо отчетливо проявляется несколько позже. Определяющую роль в этом играет учебная деятельность.
Благодаря восприятию ребенок в состоянии отражать абстрактные образы (буквы, цифры), объединять их в более сложное образование (слово, численное выражение). Особенно отчетливо эта способность наблюдается при обучении письму и чтению, когда первоначально ребенок связывает буквы в слова с большим затруднением, но постепенно, накапливая необходимый опыт, письменная речь и чтение «покоряются» ребенку.
При организации учебной деятельности важно помнить об основных этапах формирования перцептивных действий:
Перцептивные проблемы, связанные со становлением адекватного образа, решаются ребенком в практическом плане путем действий с материальными предметами.
Сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений перцептивных аппаратов.
Начинается процесс сворачивания перцептивных действий, их сокращения до необходимого и достаточного минимума.
Дети приобретают способность быстро и без внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их друг от друга, обнаруживать и использовать связи и отношения, существующие между ними.
Важнейшей характеристикой психического развития младшего школьника является развитие произвольности era познавательных процессов. Это также существенно отражается на внимании ребенка. Произвольное внимание в этот период «поднимается» на новую ступень развития Хотя нормальным является и то, что достаточно часто определенный вес имеет и непроизвольное внимание. Внимание младших школьников характеризуется небольшим объемом и устойчивостью. На начальном этапе обучения считается нормальным, если младшие
школьники способны концентрироваться на нужном объекте в течение 10—20 минут. Считается, что к 10—11 годам объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей почти такие же, как и у взрослого человека, а такая характеристика внимания, как переключаемость, у детей этого возраста развита существенно выше, чем средний ее показатель у взрослых (приводится по: Психология человека от ро>кдения до смерти / [под ред. А. А. Реана]. СПб., 2005. С. 160—161).
Внимание, с одной стороны, влияет на организацию учебной деятельности младшего школьника, а с другой стороны, его развитие обусловлено этой деятельностью. Осуществляется это в результате управления различными учебными действиями младшего школьника. Если сначала ребенок следует указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, то постепенно у него формируется способность выполнять задания самостоятельно, ставить цель и в соответствии с ней управлять своими действиями и контролировать их.
Учителю важно помнить, что проблема привлечения внимания учащихся к учебному материалу непосредственно зависит от уровня мотивации учебной деятельности. Кроме того, следует учитывать и закономерности любой интеллектуальной деятельности (нельзя долгое время «быть внимательным»), и возрастные особенности.
В основе развития памяти младшего школьника, как впрочем и любого познавательного процесса, лежит учебная деятельность. Усвоение новых знаний предопределяет развитие у ребенка произвольной памяти. Младший школьник должен запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно (как это было в дошкольном возрасте), а то, что требует учебная деятельность. В учебной деятельности запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер, становятся гораздо более активными, начинается овладение осмысленным запоминанием и освоение способов заучивания и воспроизведения информации.
Для младшего школьного возраста характерно дальнейшее развитие механической памяти. Об этом свидетельствуют исследования А. А. Смирнова. Ученый установил, что в младшем школьном возрасте особенно активно развивается механическая память на несвязанные логически единицы информации. Однако это не всегда позитивно сказывается на учебной деятельности. В частности, многие из детей в процессе обучения механически заучивают учебные тексты без постижения смысла. Осмысленное запоминание учебного материала позволяет ученику его понять, осознать и запомнить.
В младшем школьном возрасте наблюдается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, что выражается в способности младшего школьника логически рассуждать. Но так как эти рассуждения основываются на конфетном материале и ребенок не может оперировать отвлеченными, абстрактными понятиями, данную стадию развития Ж. Пиаже назвал стадией конкретных операций.
Значительное влияние на все характеристики мышления оказывает процесс усвоения научных понятий, который составляет основу мыслительной деятельности ребенка. Однако усвоение научных понятий предполагает наличие у детей достаточного «багажа» житейских понятий — представлений о различных объектах и связях мира, спонтанно возникающих у ребенка. Владение научными понятиями является основой для развития осознанности и произвольности всех познавательных процессов.
С развитием мышления непосредственно связано развитие речи. В период младшего школьного возраста изучение речи для ребенка становится целенаправленной деятельностью. Особое значение для его общего познавательного
развития имеет знакомство и освоение письменной речи, которая по сравнению с устной имеет свою специфику.
Развитие речи во многом отражается на таком важном познавательном процессе, как воображение. Воображение задействуется ребенком в различных видах деятельности. В учебной деятельности роль воображения обусловлена необходимостью произвольного представления задаваемой учителем учебной ситуации или задания. Для стимулирования и развития воображения детей учитель должен использовать различные реальные объекты: предметы, макеты, знаки, схемы, карты и т. д.
Развитие воображения происходит в свободной, определяемой самим ребенком деятельности — в игре, творчестве, во взаимодействии со сверстниками в свободное от учебы время. Рисуя, сочиняя сказки и рассказы, организуя концерты и спектакли, дети проявляют и развивают свои уникальные способности и творческое начало. В. С. Мухина отмечает: «Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения — важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства; последнее принуждает работать воображение непосредственно на развитие личностных качеств».
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46