Понятие психики. Связь психики с работой мозга
В психологии существуют различные подход' к объяснению психики. При освещении этого вопроса в отечественной науке чище всего исходили из теории отражения, возникшей на основе философии дианетического материализма.
В соответствии с этим подходом ПСИХИКА ощ'-г-чяется следующим образом.
ПСИХИКА —свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе этого формировать образы, которые позволяют человеку целесообразно управлять своим поведением и деятельностью. Психика выполняет две основные функции:
1. Отражение человеком объективного мира.
2. Регуляция человеком своего поведения и деятельности.
Психическое отражение характеризуется рядом признаков:
□ АКТИВНОСТЬЮ (отражение действительности возможно только в ходе активной деятельности личности);
□ ПРАВИЛЬНОСТЬЮ (формируемые в ходе отражения психические образы должны быть адекватны свойствам внешнего мира, иначе человек не сможет успешно приспосабливаться и выживать);
□ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ (по мере развития у человека наблюдается более совершенное и глубокое отражение действительности);
□ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ (отражение зависит от индивидуальных характеристик нервной системы и личности человека);
□ ОПЕРЕЖАЮЩИМ ХАРАКТЕРОМ (обладая опытом и интеллектом, человек способен предвосхищать результаты и последствия отражения).
Одним из главных положений теории отражения является то, что критерием правильности психического отражения выступает практическая деятельность человека.
Как указано в определении, психика является свойством мозга. Поэтому психическое отражение во многом зависит от функционирования мозга.
МОЗГ-центральный отдел нервной системы человека и животных, обеспечивающий координацию деяательности организма и нервной системы с целью активной _ориентации субъекта.
Мозг (спинной и головной) образует центральную нервную систему. Помимо нее жизнь организма человека обеспечивает периферическая нервная система, основная функция которой — связать все участки организма с центральной нервной системой.
Спинной мозг делится на 4 отдела: шейный, грудной, поясничный и крестцовый. Продолжением спинного мозга в полости черепа является продолговатый мозг.
Спинной мозг обеспечивает управление простейшими двигательными реакциями, в то время как координация более сложных функций связана с головным мозгом.
Головной мозг состоит из ствола, переднего, среднего и заднего мозга. Подробное строение головного мозга представлено на схеме.
Хотя в результате многих исследований было установлено, что локальные повреждения мозга ведут к конкретным нарушениям психической деятельности, нельзя говорить о четкой «локализации» отдельной психологической функции в конкретном участке мозга. Реализация конкретных психических функций чаще обеспечивается взаимодействием различных мозговых зон. В этой связи целесообразно рассмотреть функциональную организацию мозга в соответствии с подходом А. Р. Лурия.
В функциональной организации мозга можно выделить три основных блока:
1. Энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы высших отделов коры головного мозга (расположен в верхних отделах мозгового ствола).
2. Блок приема, переработки и хранения информации (включает задние отделы обоих полушарий, теменные, затылочные и височные отделы коры).
3. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности (лобные отделы коры).
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину