logo search
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Основные способы возникновения воображения

Создание образов воображения подразумевает, с одной стороны, оперирование предшествующим опытом, а с другой —- активную психическую деятельность чело­века по преобразованию имеющейся информации. Преобразовательная деятель­ность может идти по пути создания образов на основе нахождения новых сочетаний и связей либо по пути создания образов, имеющих совершенно новое значение. В любом случае речь идет о синтезирующей деятельности головного мозга, характер которой определяет основные способы (формы) создания образов воображения. К основным относят комбинирование, агглютинацию, акцентирование, гиперболи­зацию, схематизацию и типизацию

Комбинирование представляет создание нового образа, в котором сочетаются отдельные элементы разных образов. Частным случаем комбинирования является агглютинация (в переводе с греческого «склеивание»). Агглютинация представляет собой комбинацию, «склеивание» разных объектов или разных свойств объектов в один образ. Данный способ часто используется в искусстве (кентавр, русалка и т. д.), техническом творчестве (троллейбус, аэросани и т. д.).

Активная переработка имеющихся образов также может идти и посредством акцентирования. Акцентирование заключается в том, что в создаваемом образе какой-либо элемент выделяется и особо подчеркивается. Часто акцентирование позволяет выделить самое важное в данном конкретном образе. В то же время при акцентировании могут использоваться различные приемы:

□ утрирование — намеренное подчеркивание особенностей внешности и пове­дения (например, образ хитрой лисы в сказках; карикатуры; Карлик-Нос и т. д.);

□ гиперболизация — преувеличение или преуменьшение образа по сравне­нию с реальным объектом (Дюймовочка, Гулливер, гигантские космические станции в фантастических рассказах и т. д.);

□ типизация — обобщение и эмоциональное насыщение образа. Очень отчет­ливо данный прием наблюдается при создании художественного образа. (Л. М. Шварц: «Художественный образ, отражая реальную действительность и типизируя ее, всегда дает широкое обобщение. Но вместе с тем это обоб­щение выражено в конкретном образе, строго индивидуализировано»).