Основные способы возникновения воображения
Создание образов воображения подразумевает, с одной стороны, оперирование предшествующим опытом, а с другой —- активную психическую деятельность человека по преобразованию имеющейся информации. Преобразовательная деятельность может идти по пути создания образов на основе нахождения новых сочетаний и связей либо по пути создания образов, имеющих совершенно новое значение. В любом случае речь идет о синтезирующей деятельности головного мозга, характер которой определяет основные способы (формы) создания образов воображения. К основным относят комбинирование, агглютинацию, акцентирование, гиперболизацию, схематизацию и типизацию
Комбинирование представляет создание нового образа, в котором сочетаются отдельные элементы разных образов. Частным случаем комбинирования является агглютинация (в переводе с греческого «склеивание»). Агглютинация представляет собой комбинацию, «склеивание» разных объектов или разных свойств объектов в один образ. Данный способ часто используется в искусстве (кентавр, русалка и т. д.), техническом творчестве (троллейбус, аэросани и т. д.).
Активная переработка имеющихся образов также может идти и посредством акцентирования. Акцентирование заключается в том, что в создаваемом образе какой-либо элемент выделяется и особо подчеркивается. Часто акцентирование позволяет выделить самое важное в данном конкретном образе. В то же время при акцентировании могут использоваться различные приемы:
□ утрирование — намеренное подчеркивание особенностей внешности и поведения (например, образ хитрой лисы в сказках; карикатуры; Карлик-Нос и т. д.);
□ гиперболизация — преувеличение или преуменьшение образа по сравнению с реальным объектом (Дюймовочка, Гулливер, гигантские космические станции в фантастических рассказах и т. д.);
□ типизация — обобщение и эмоциональное насыщение образа. Очень отчетливо данный прием наблюдается при создании художественного образа. (Л. М. Шварц: «Художественный образ, отражая реальную действительность и типизируя ее, всегда дает широкое обобщение. Но вместе с тем это обобщение выражено в конкретном образе, строго индивидуализировано»).
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину