logo search
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.

На фоне достаточно бурного, в эмоциональном плане, подросткового возраста период ранней юности является менее эмоционально напряженным. В то же время для стар­шеклассников свойственны большая эмоциональная восприимчивость к различным переживаниям, способность к обобщенным переживаниям (чувство юмора, чувство прекрасного и др.), потребность в сильных эмоциональных привязанностях (юношес­кая дружба и любовь). В ранней юности активно развиваются волевые качества. При этом инициатором этого развития чаще всего начинает выступать сам юноша (программы саморазвития, ведение дневника, большой интерес к самопознанию и испытанию себя). Развитие мотивационной сферы идет по двум основным направ­лениям: профессиональному и личностному. В рамках первого направления у стар­шеклассников формируются мотивы учебной деятельности в связи с выбором про­фессии, что определяет сужение познавательных интересов, переориентацию с внеш­них оценок на внутренние. В личностном плане развитие мотивации связано с возникновением потребностей в близких дружеских связях, основанных на глубокой эмоциональной привязанности, в самопознании и саморазвитии.

Показатели благоприятного — неблагоприятного развития. По мнению Э. Эрик-сона, к концу рассматриваемого возрастного периода у индивида может сформиро­ваться либо идентичность (приблагоприятном развитии), либо «путаница ролей» (при неблагоприятном развитии). Формирование идентичности отражает то, что лич­ность, «проиграв» различные роли, проанализировав различные варианты будуще­го, интегрирует их в едином образе «Я». В случае же, если данный процесс затягива­ется, юноша «мечется» между различными увлечениями, неоднократно меняет свои решения о будущей профессии и других сферах жизни, речь идет о неопределенной идентичности, что может неблагоприятно отразиться на последующем развитии.

Кризис юности. Период ранней юности считается относительно стабильным, но и в его рамках у личности иногда возникают кризисные переживания. По мнению российских ученых В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева, кризис в юности может быть вызван затруднениями при реализации жизненных планов, несоответствием реаль­ного положения дел идеальным представлениям, сложностями при поиске смысла жизни. При неблагоприятных условиях кризис может усугубиться, если вместо ре­ального ответа на стоящие проблемы индивид осуществляет «уход», прибегая к де­структивным психологическим защитам, алкоголю, наркотикам. Разрешение кризиса юности возможно при пересмотре ценностей и целей, не соответствующих жизни и внутренним характеристикам (способностям, интересам и т. д.), при внесении изменений в Я-концепцию, при построении своей, взвешенной системы оценива­ния себя и мира, не исключающей, в то же время, открытости жизненному опыту. Позитивное разрешение кризиса дает личности новые импульсы к самообразова­нию, построению и реализации собственной жизненной программы.