logo search
konspekt_lektcii_psihologiya3

3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем

Качество учебного и воспитательного процесса определяется социально- психологическими особенностями педагогического коллектива и характером межличностных отношений между педагогами. Доминирующая психологиче­ская атмосфера в педагогическом коллективе самым непосредственным об­разом отражается на взаимоотношениях в классе.

Педагогический коллектив формируют все педагоги учебного учреждения. В со­ответствии с социально-психологическими признаками коллектива, ему свойствен­ны нацеленность на решение социально значимых задач, высокий уровень разви­тия межличностных отношений, опосредованных совместной деятельностью.

Совместная деятельность педагогов в коллективе, как любая совместная деятельность, имеет следующие признаки (приводится по: Психология труда / [под ред. А. В. Карпова]. М., 2003. С. 83):

наличие единой цели для всех включенных в деятельность участников (для педагогического коллектива такой целью является обучение и воспитание детей);

побуждение работать вместе, т. е. помимо индивидуальных мотивов должна формироваться общая мотивация (чтобы педагогический коллектив положитель­но влиял на результаты педагогической деятельности, должно быть ценностное и мотивационное единство);

разделение деятельности на функционально-связанные составляющие, т. е. распределение функций между членами группы (функциональное разделение между педагогами определяется как должностными инструкциями, так и психо­логическими характеристиками каждого учителя, когда кто-то с удовольствием выполняет роль организатора, кто-то — коммуникатора и т. д.);

интеграция индивидуальных деятельностей, взаимосвязь и взаимозависи­мость отдельных участников деятельности (хороший педагогический коллектив представляет собой команду профессионалов, в которой субъекты взаимодопол­няют друг друга);

согласование и координация функционально распределенных и интегриро­ванных индивидуальных деятельностей и наличие управления (слаженная ра­бота невозможна без эффективного управления и координации — это основная задача руководства учебного заведения);

единый конечный результат и единое пространственно-временное функцио­нирование участников совместной деятельности.

Педагогический коллектив реализует две основные функции (приводится по: Педагогическая психология / [под ред. Н. В. Клюевой]. М., 2006. С. 205): учебно- воспитательную и социально-гуманитарную. Учебно-воспитательная функция опреде­ляет деловые отношения между педагогами, а социально-гуманитарная — личные, «неформальные» отношения, в основе которых лежат потребности, интересы и инди­видуальные особенности каждого педагога.

Основная задача педагогического коллектива — успешно реализовывать учеб­но-воспитательную функцию. Ее решение зависит от следующих подструктур.

Направленность группы, определяющая уровень сплоченности педаго­гического коллектива. Она определяется отношением каждого педагога к про­фессиональной деятельности. Важно, чтобы в основе деятельности педагогов лежала любовь к детям, интерес к общению и познанию их индивидуальных осо­бенностей, желание быть полезным в их развитии и становлении.

Организованность, выражающаяся в способности педколлектива к само­управлению, сплоченности, удовлетворенности педагогов уровнем организации деятельностью и др.

Подготовленность к совместной деятельности, предполагающая не только реализацию каждым педагогом своих задач, но и умение успешно взаи­модействовать с коллегами на основе принципов сотрудничества.

Реализация социально-гуманитарной функции предполагает удовлетворение педагогом потребностей различного уровня: материальных, социальных, духов­ных. И эффективность профессиональной деятельности, и внутренняя удовлет­воренность трудом зависит от того, насколько педагог сможет реализовать свои притязания и в материальном вознаграждении, и в признании окружающих, и в об­щении, и в отдыхе, и в самореализации.

Каждый педагогический коллектив имеет свою специфику, которая может быть рассмотрена посредством анализа его организационной культуры.

Организационная культура — набор наиболее значимых нравственных принципов и предположений, принимаемых членами организа­ции и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях.

Организационную культуру, по мнению зарубежных авторов Ф. Харриса и R Мо- рана (приводится по: Психология / [под общ. ред. В. Н. Дружинина]. СПб., 2002. С. 615—617), определяют следующие характеристики:

  1. Ценности. От того, какие ценности доминируют среди педагогов и каков уровень их ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ), зависит эффективность всего педагогического коллектива.

Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) высокий уровень ^^фг совпадения ценностных ориентаций членов коллектива, опреде­ляющий идейное единство, сплоченность, осмысленность и эффектив­ность совместной деятельности.

ЦОЕ определяет идейную основу любого коллектива. Доминирующие цен­ностные ориентации членов коллектива самым непосредственным образом свя­заны со стратегическими целями и задачами учебного заведения. В последнее время в некоторых наиболее развитых организациях формулируются «миссия учреждения» и своеобразная конституция, в которых отражаются основные цен­ностные ориентиры и цели, а также определяются одобряемые нормы поведения и деятельности.

Таким образом, доминирующие ценности педагогов во многом определяют организационную культуру учебного учреждения.

  1. Нормы, включающие правила, законы, инструкции. Двумя крайними вари­антами являются, с одной стороны, отсутствие установленных норм, а с другой стороны, осознанное их принятие и осуществление поведения, адекватного им.

  2. Осознание себя и своего места в организации (коллективе).

Педагог может ощущать себя как часть единой команды, а может занимать ней­тральную позицию. Многое зависит от позиции руководства: если человек чувствует внимание, помощь, заботу, то и отдача педагога будет соответствующей.

  1. Коммуникационная система и язык общения.

  2. Внешний вид работника.

  3. Привычки и традиции.

  4. Отношение к использованию рабочего времени.

В. Взаимоотношения между людьми.

    1. Процесс обучения работников.

    2. Трудовая этика и мотивация.

    3. Вера в определенные ценности.

Высокий уровень организационной культуры определяет высокую степень единства. Помимо идейно-ценностного единства также выделяются интеллекту­альное, организационное и волевое единство. По мнению Р В. Овчаровой: «Ин­теллектуальное единство обеспечивается организацией работы педагогов по овладению психолого-педагогическими знаниями, развитием их конструктивного, рефлексивного мышления, ломкой стереотипов обыденного мышления. Орга­низационное единство формируется рациональным распределением функций между всеми членами коллектива, созданием связующих зависимостей, деле­гированием полномочий, опирающихся на наиболее развитые, сильные стороны педагога. Волевое единство вырабатывается принятием коллективных решений,

формированием общей педагогической позиции по наиболее сложным вопросам жизни коллектива, требованиями к каждому члену коллектива и созданием необхо­димого общественного мнения» (приводится по: Овчарова, Р. В. Технологии прак­тического психолога образования / Р. В. Овчарова. М., 2001. С. 384).

Эффективная работа педагогического коллектива невозможна без высокого уровня развития межличностных отношений. Часто предлагается разделять де­ловые и личные отношения, когда речь заходит о взаимодействии в трудовом коллективе. Но подобное разделение носит условный характер, потому, что да­же решая профессиональные задачи, мы всегда имеем дело с живыми людьми. Ставя во главу угла решение профессиональных вопросов, также важно уделять внимание и развитию межличностного взаимодействия.

Профессиональное развитие педагогического коллектива невозможно без использования психологических рекомендаций, нацеленных на оптимизаций межличностных отношений и общения. В специальной литературе можно найти различные апробированные рекомендации. Например, выделяют общие, универ­сальные принципы эффективного общения для профессионала любой сферы деятельности, которые в своей совокупности можно назвать кодексом делового общения: 1) принцип кооперативносги — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный мо­мент»; 3) принцип качества информации — «не ври»; 4) принцип целесообраз­ности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради ин­тересов дела» (приводится по: Основы психологии и педагогики : краткий курс лекций / авт-сост. С. Н. Жеребцов. Мн., 2009. С. 124).