logo search
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Психологические особенности и развитие памяти младших школьников

Рассмотренные выше процессы памяти протекают у разных людей неодинаково. Индивидуальные различия памяти зависят от множества факторов: особенностей высшей нервной деятельности, содержания ведущей деятельности человека, уровня развития отдельных процессов памяти и т. д. Индивидуальные различия памяти людей проявляются прежде всего в типе памяти. Тип памяти связан с характеристиками конкретного человека и указывает на то, как человек запоминает: что успешнее запоминается, как предпочитают запоминать, насколько прочно сохраняется материал, как быстро осуществляется запоминание, какова готовность памяти к воспроиз­ведению. Исходя из этого можно выделить следующие типы памяти.

1. В зависимости от того, что запоминают, выделяют 3 типа памяти:

□ наглядно-образный тип;

□ словесно-логический;

□ гармоничный или промежуточный.

2. В зависимости от предпочтения того или иного способа введения информации для за поминания:

□ зрительный тип;

□ слуховой;

□ двигательный;

□ смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, двигательно-слуховой).

3. В зависимости от быстроты запоминания и прочности сохранения:

□ быстро запоминает — медленно забывает;

□ быстро запоминает — быстро забывает;

□ медленно запоминает — медленно забывает;

□ медленно запоминает — быстро забывает.

В онтогенезе вое виды памяти формируются у ребенка довольно рано и в опреде­ленной последовательности. Самая первая память — моторная или двигательная. За ней (около 6 мес.) — аффективная память; образная память — на втором году жизни. Позже других появляется логическая память, элементарные формы которой проявляются в 3—4 года, а формируется она к юношескому возрасту.

В младшем школьном возрасте развитие памяти ребенка связано прежде всего с организацией его учебной деятельности. Выполнение задач учебной деятельности способствует развитию произвольной памяти детей: они запоминают и воспроизво­дят не только то, что хотят и что им интересно, а и то, что им нужно знать, и тогда когда этого требует учебная деятельность.

При развитии памяти младших школьников важно помнить, что запоминание учебного материала должно быть осмысленным. Осмысленное запоминание, с одной стороны, является более прочным и эффективным, а с другой — способствует развитию мышления детей, их способности мыслить.

К. К. Платонов предложил выделять следующие этапы смыслового (логического) запоминания:

1. Понимание смысла запоминаемого.

2. Анализ материала.

3. Выявление наиболее существенных мыслей.

4. Обобщение.

5. Запоминание обобщенного материала. В младшем школьном возрасте существуют возрастные особенности мышления

(в это время абстрактно-логическое мышление только формируется), которые ус­ложняют организацию осмысленного запоминания. Но это не значит, что оно невоз­можно. Учитель должен создать оптимальные условия или, выражаясь понятием Л. С. Выготского, зону ближайшего развития, благодаря чему развивалась бы произ вольность и осмысленность всех познавательных процессов младшего школьника