3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
Специфика использования психологических методов в педагогической психологии определяется содержанием решаемых ею задач. Поэтому в рамках данного вопроса мы, с одной стороны, будем базироваться на знаниях, полученных при изучении общей психологии и возрастной психологии, а с другой стороны, сделаем некоторые акценты на особенностях использования методов психологии в педагогической психологии.
Иногда методы психологии делят на теоретические и эмпирические. Эмпирические методы позволяют получить первичную информацию об изучаемых психических явлениях. Среди эмпирических методов для педагогической психологии особое значение имеют наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, тестирование.
Наблюдение—эмпирический метод, предполагающий системный сбор информации об изучаемом явлении с обязательным фиксированием результатов, их количественным и качественным анализом и интерпретацией.
В педагогической психологии метод наблюдения может использоваться для изучения поведения и общения школьников, межличностного взаимодействия педагогов, особенностей профессиональной деятельности педагога и учебной
деятельности учащихся и др. При этом могут быть использованы различные виды наблюдений.
По критерию избирательности наблюдение может быть сплошным и выборочным. При сплошном наблюдении исследователь, как правило, не ограничивает количество наблюдаемых объектов, и в результате использования такого подхода получаются данные, которые трудно обобщить и классифицировать. При изучении проявления личностных свойств в поведении рекомендуется использовать выборочное наблюдение с ограниченным количеством испытуемых (в пределах от 5 до 9 человек). Такое наблюдение продуктивнее в сравнении со сплошным наблюдением, так как оно позволяет отобрать определенное число испытуемых в соответствии с задачами исследования и с учетом возможностей количественного и качественного анализа его результатов.
Выборочное наблюдение может использоваться в педагогической психологии при изучении индивидуальных особенностей определенной группы учеников (например, имеющих затруднения в общении с одноклассниками, или детей с девиантным поведением).
По критерию ограничения во времени можно выделить непрерывное и дискретное наблюдение. Непрерывное наблюдение осуществляется по ходу протекания наблюдаемого процесса, а дискретное проводится в четко зафиксированные временные интервалы, на которых наблюдаемый процесс наиболее соответствует цели и задачам исследования. В наблюдении за поведением испытуемого, как показывает практика, наиболее приемлемым является дискретное наблюдение.
Чаще всего в психологии классифицируют наблюдение по критерию включенности исследователя в наблюдаемый процесс. Так, выделяют внешнее и включенное наблюдение. Под внешним наблюдением понимают такой процесс, при котором исследователь осуществляет наблюдения извне, а включенным наблюдением называют такое, при котором исследователь осуществляет наблюдение как участник наблюдаемого процесса, но об этом никто из испытуемых не подозревает.
По форме организации наблюдение может быть свободным или стандартизированным. При свободном наблюдении исследователь, как правило, регистрирует все доступные для данного метода акты поведения с фиксированием их в протоколе. После проведения наблюдения в протоколе необходимо выбрать те характеристики, которые относятся к изучаемому явлению.
При стандартизированном наблюдении необходимо четко сформулировать тему и конкретизировать ее в задачах, определить единицы наблюдения, заготовить матрицу наблюдения. При наблюдении фиксируются лишь ожидаемые акты
поведения, касающиеся изучаемого явления. В этом случае легче систематизировать данные наблюдения. К примеру, перед нами поставлена цель: выявить уровень познавательной активности школьников на уроке. Данную цель можно конкретизировать следующими задачами:
и зафиксировать количество поведенческих актов, связанных с познавательной активностью испытуемых;
п провести количественный и качественный анализ и интерпретацию полученных данных.
Единицами наблюдения могут быть следующие акты поведения: правильный и полный ответ на вопрос учителя, неполный ответ на вопрос учителя, неправильный ответ на вопрос учителя, отказ от ответа на вопрос учителя, желание ученика отвечать на вопрос учителя с помощью жеста (поднятия руки), обращение к товарищу за подсказкой, подсказка, обращение к учебнику, обращение к конспекту (записям), обращение к учителю за помощью и т. д.
В матрице наблюдения отмечаются соответствующие акты поведения на протяжении фиксированного времени наблюдения за определенной группой школьников. Затем данные матрицы наблюдения подвергаются количественному анализу, на основании которого определяются с помощью статистических приемов уровни познавательной активности школьников.
Во многих случаях эффективным психологическим методом может выступить эксперимент.
Эксперимент — эмпирический метод, позволяющий получить ин- формацию об изучаемом явлении на основе манипулирования определенными переменными, фиксацией изменений, которые происходят в результате проведения данного метода.
Как известно, эксперимент может быть естественным и лабораторным, констатирующим и формирующим. Формирующий эксперимент, нацеленный на оказание влияния либо на изменение уровня знаний, умений, навыков, либо на личностные качества детей, является одним из наиболее часто используемых методов в педагогической психологии. Таким образом, он позволяет не только получать необходимую информацию об изучаемом явлении, но и оказывать необходимое формирующее воздействие.
Анкетирование — метод сбора фактического материала посред- * ством количественного или качественного анализа ответов испытуемых, полученных в письменной форме, на определенную систему вопросов исследователя.
Анкеты могут быть с открытыми вопросами, например: «Чем вы занимаетесь в свободное от учебы время?», — которые предполагают самостоятельную формулировку ответа на вопрос (такие анкеты сложнее в обработке, но дают больше информации сравнению с другими видами анкет); и с закрытыми вопросами типа: «Чем вы занимаетесь в свободное время? Нужное подчеркнуть», и далее предлагается перечень предполагаемых ответов испытуемого. Могут быть анкеты, в которых необходимо провести шкалирование. Например: «Сколько времени вы тратите на подготовку домашних заданий?». Ответ на этот вопрос требует определить временной интервал, фактически в такой анкете можем получить количественные характеристики изучаемого явления.
Важную информацию о психолого-педагогических явлениях может дать использование такого опросного метода, как беседа.
Беседа — опросный метод сбора информации, характеризующийся созданием особой атмосферы для открытого общения исследователя и исследуемых, в процессе которого вопросы и ответы формулируются в устной форме.
Беседа представляет собой метод сбора фактического материала посредством количественного и (или) качественного анализа ответов испытуемого на вопросы исследователя в устной форме. Чтобы получить достоверные данные, необходимо вызвать доверие испытуемого к исследователю. Часто вступительная часть беседы, целью которой является формирование доверия испытуемого к исследователю, занимает много времени. Эффективность использования беседы зависит от опыта и профессионализма исследователя.
Благодаря беседе исследователь может не только получить необходимую информацию, но и сказать влияние на исследуемого. Этим определяется значимость данного метода. В основе эффективной беседы педагога лежит как умение задавать ясные, понятые и конкретные вопросы, так и искусство услышать собеседника, учитывать эффекты коммуникативного процесса. Атмосфера доверия в беседе особенно важна для того, чтобы школьник не боялся рассказывать о волнующих его проблемах. Для этого педагог или психолог должен соблюдать соответствующие этические нормы: конфиденциальность общения, уважение и безусловное принятие личности ребенка.
Для решения многих задач в педагогической психологии может использоваться метод тестов.
Тecm — метод сбора первичной информации, заключающийся * в своеобразном испытании (в форме вопросов или заданий), по результатам которого делается вывод об уровне или особенностях развития исследуемых.
Тесты позволяют решать самые разные задачи. Измерить психические состояния можно с помощью вербальных тестов, которые представляют собой опросник. В таких тестах формулируются вопросы по определенной системе, а испытуемому необходимо ответить на вопросы определенным образом, например, альтернативно — «да» или «нет». В некоторых тестах есть варианты ответов «да», «нет», «иногда», но встречаются тесты, в которых предлагается более подробная шкала ответов. При этом рекомендуется отвечать на вопросы не раздумывая (первое, что «пришло в голову»). К вербальным тестам можно отнести тесты Айзенка и тест Русалова для изучения свойств темперамента; тест Спилбергера и тест для изучения тревожности и ее особенностей; тест Басса-Дарки для изучения агрессивности личности. Опросник Кеттела позволяет измерить выделенные автором 16 факторов, характеризующих системные личностные образования, а тест MMPI позволяет измерить довольно широкий спектр показателей психического и личностного развития человека.
Тесты достижений позволяют оценить уровень знаний учащихся при изучении какого-либо предмета. Их разработка предполагает знание как содержания учебного курса, так и технологии создания тестов. При этом особое внимание должно быть уделено таким качественным показателям тестов, как валидность и надежность.
Отдельная группа тестов — тесты интеллекта — создана для определения уровня интеллектуального развития учащихся, выраженного в коэффициенте IQ. Данный показатель может быть полезен для оценки познавательной сферы школьника, но его нельзя абсолютизировать. Есть не менее значимые характеристики, определяющие как успешность деятельности, так и самореализацию человека. К ним, в частности, можно отнести уровень обучаемости. Также в последнее время в психологии все чаще указывается, что уровень эмоционального развития для жизни не менее важен, чем уровень познавательного развития.
Существуют и другие методы сбора информации, которые могут быть использованы при решении задач педагогической психологии. Не имея возможности их рассмотреть, укажем лишь на то, что в каждом конкретном исследовании важно применять комплекс методов. Часто в ходе исследования один из методов может выступать в качестве основного, а другие — как дополнительные. Это позволяет как получить дополнительную информацию, так и убедиться в достоверности информации, полученной при помощи основного метода.
Помимо методов сбора первичной информации в педагогической психологии используют и другие группы методов: организационные и интерпретационные, методы обработки данных и методы воздействия.
Вопросы и задания для самоконтроля
Почему педагогическую психологию относят к прикладным наукам?
Охарактеризуйте основные этапы развития педагогической психологии.
В каких значениях используется категория «образование» в психолого-педаго- гических науках?
Какие четыре основные задачи решаются в педагогической психологии, на какие вопросы они позволяют ответить?
Какова структура педагогической психологии?
Почему целесообразно выделить в качестве отдельного раздела «Психологию педагогического взаимодействия»?
С какими науками педагогическая психология связана самым тесным образом?
Какой эмпирический метод является наиболее эффективным при решении задач педагогической психологии?
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46