logo search
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Психологические особенности мышления и речи младших школьников

На развитие всех познавательных процессов младшего школьника решающее значение оказывает содержание ведущей деятельности возраста — учебной. Успешное выполнение этой деятельности невозможно без существенных качествен­ных изменений мышления, которое может быть признано важнейшей, доминирующей психической функцией.

Что характерно для развития мышления ребенка? В младшем школьном возрасте продолжается начавшийся на предыдущем этапе (в дошкольном возрасте) переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Особенно это прояв­ляется после двух лет обучения в начальной школе, когда ребенок проявляет умение анализировать тексты, выделять родовидовые отношения (классифицирует объекты), абстрактно рассуждать.

В конце младшего школьного возраста отчетливо проявляются индивидуальные различия мышления детей. Многим детям свойственно относи­тельное равновесие между разными видами мышления.

Важнейшее значение для развития мышления и речи младшего школьника имеет усвоение в ходе обучения научных понятий.

Развитие мышления и речи в младшем школьном возрасте взаимообусловлено. Благодаря усвоению новых понятий не только происходят качественные сдвиги в мышлении ребенка, но и богаче и содержательнее становится его речь.