2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
Организация учебной деятельности школьников предполагает учет как их индивидуальных особенностей (обучаемости, способностей, склонностей, мотивации), так и возрастных закономерностей. На каждой возрастной стадии есть особенности обучения, которые обусловлены возрастными потребностями, социальной ситуацией психического развития, ведущим видом деятельности.
В широком смысле обучать ребенка определенным умениям и навыкам можно с самого рождения. Однако учебные умения, навыки, научные понятия эффективно формировать с шести-семи лет, когда мышление ребенка достигает стадии конкретных операций (по Ж. Пиаже), появляется возрастная потребность в новых знаниях, новых переживаниях, и ведущим видом деятельности становится учебная деятельность (Д. Б. Эльконин).
Детей начинают обучать еще в дошкольном учреждении, но учебная деятельность для них выступает не основной. В то же время, психологическая готовность к обучению в школе начинает формироваться именно в дошкольном периоде благодаря сюжетно-ролевой игре и другим видам деятельности.
Системное обучение детей начинается с 6—7 лет. Поступление в школу знаменует переход ребенка на новую ступень возрастного развития — младший школьный возраст. Учебная деятельность для младших школьников приобретает статус
ведущей деятельности. Благодаря системному и организованному изучению учебных предметов у детей формируются учебные навыки и умения, развиваются различные £ формы, виды мышления и мыслительные операции. В учебной деятельности также формируется отношение к себе, к миру, к другим людям, складываются предпосылки f для самостоятельной организации собственного учения.
Все новые знания станут «достоянием» ребенка, если они будут переведены во внутренний план, т. е. интериоризированы. Это указывает на то, что все формы и средства обучения только тогда эффективны, когда ребенок активно сам воспринимает и осознает учебный материал, делая каждое знание «своим». Для решения этой задачи наиболее приемлемыми являются интерактивные формы обучения.
Психолого-педагогический анализ показывает, что для детей, поступающих в школу, характерны два вида трудностей: соблюдение режима и вступление в новые взаимоотношения со взрослыми. Самым распространенным явлением отрицательного I характера в это время является пресыщение занятиями, быстро наступающее у детей вскоре после поступления в школу. Внешне это выражается в снижении уровня есте- I ственнопо интереса к школе и к учебным предметам, который наблюдался в начале ; обучения. Для содействия формированию мотивации учения учитель может пробуж- : дать познавательные интересы детей, поощрять при достижениях, поддерживать при v неудачах, укреплять веру ребенка в своих силах.
В подростковом и раннем юношеском возрасте учебная деятельность имеет свою специфику. На этой жизненной стадии «мысль соединяется со словом», в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов. Возникает полноценное теоретическое мышление или, как утверждал Ж. Пиаже, наблюдается переход на стадию формальных операций. Это выражается в том, что идет активный процесс формирования научных понятий, приобретают окончательные формы умственные действия и операции с понятиями, опирающиеся на логику рассуждения и отличающие словесно-логическое мышление от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
У юношей по сравнению с подростками получает значительное развитие теоретическое мышление. Их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна. Старшеклассникам интересно то, что требует самостоятельного обдумывания. Однако широта умственных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием иерархии и системности.
Развитие познавательных функций и ийтеллекта на данных возрастных этапах, как и во всяком другом возрасте, имеет две стороны: количественную
и качественную. Количественные изменения выражаются в изменении степени и уровня развития (школьники средних и старших классов решают интеллектуальные задачи легче, быстрее и эффективнее, чем младшие школьники). Качественные изменения характеризуются сдвигами в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает.
Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности, по определению Е. А. Климова, есть «индивидуально своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». В познавательных процессах он выступает как стиль мышления, т. е. устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации. Получает дальнейшее развитие в подростковом и раннем юношеском возрасте и практическое мышление. В структуру практического интеллекта входят такие качества ума, как предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи.
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46