logo search
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению

Для успешной адаптации и усвоения требований учебной деятельности ребенок должен иметь необходимый уровень развития в различных сферах. Совокупность этих характеристик часто определяют через понятие «готовность к школьному обучению».

В современной психологии не существует единого определения этого понятия. Более того, часто говорят не о «готовности к обучению», а о «школьной зрелости» (ряд зару­бежных авторов). А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение уме­ниями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптималь­ного уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками. Л И. Божович указывала, что готовность к обучению в школе определяется уровнем раз­вития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовностью к произволь­ной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позицией школьника.

Есть разные мнения относительно того, какие выделять грани готовности к обуче­нию. Так, иногда говорят о двух аспектах: педагогическом и психологическом. При этом, под педагогической готовностью к школе понимают уровень владения спе­циальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе (навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических опера­ций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания, чтение стихотворений и т. д.). Психологическая готовность к школе определяется как «сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств»

Готовность к школьному обучению-соответствие уровня физического, психического и социального развития ребенка требованиям и условиям учебной деятельности в школе.

При таком подходе общая готовность к обучению рассматривается как комплекс­ная характеристика, позволяющая учесть различные грани.

Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшей составляю­щей общей готовности и отражает уровень развития у ребенка ряда психологических характеристик. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ —

необходимый для успешного начала учебной деятельности ребенка уровень развития познавательных процессов, эмоциональной, волевой сферы, навыков социального взаимодействия, а также наличие у него желания учиться.