3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
Одной из важнейших задач, решаемых в психолого-педагогических науках, является исследование психологических факторов, определяющих успешность школьников в учебной деятельности или их неуспеваемость.
Одно из значений слова «успех», использовавшееся еще в древнерусском языке, — «достижение цели», «польза». Соответственно, успех учения отражает то, в какой мере школьником реализованы учебные цели. А это во многом определяется тем, что отечественные ученые обозначили как «обученность» и «обучаемость».
Использование данных понятий основывается на содержании положений Л. С. Выготского о «зоне актуального развития» и «зоне ближайшего развития», которые рассматривались в предыдущей теме.
Зона актуального развития указывает на достигнутый уровень развития, который также может быть определен с помощью понятия «обученность».
Обученность — совокупность знаний, умений и навыков как резуль- ^^ тат предыдущего обучения.
Существует несколько уровней обученности человека, выделенных по разным критериям. На схеме 10 отражена градация, основанная на учете особенностей психологического наполнения учебной деятельности.
В направлении от простого к сложному уровни обученности располагаются следующим образом:
Узнавание — выделение какого-то материала среди других, представляющихся неизвестными. Такой уровень обученности является результатом относительно пассивного учения, построенного в основном на восприятии.
□ Полное воспроизведение, являющееся следствием преимущественной работы памяти в процессе учения. Примером такого уровня является «зубрежка» — результат буквального заучивания наизусть без осмысления.
Понимание как результат ведущей роли мышления в учении. На этом уровне обучающийся овладевает понятиями, формирует способность к различению случайного и закономерного.
Усвоение — высший уровень обученности, который предполагает интерио- ризацию учебного материала. Усвоенное знание характеризуется системностью, устойчивостью и динамичностью.
Зона ближайшего развития, или потенциальная способность усваивать учебный материал, глубина его усвоения, зависит от обучаемости человека, на важность которой указывали 3. И. Колмыкова, А. К. Маркова, Н. А. Менчинская, И. С. Якиманская и др.
Обучаемость — способность человека оперативно и качественно усваивать знания, умения и навыки в процессе обучения.
Различают общую обучаемость (как способность усвоения любого материала) и специальную обучаемость (как способность усвоения отдельных видов материала). Примерами специальной обучаемости могут быть обучаемость информатике, изобразительному искусству, конструкторской деятельности. Уровень обучаемости определяется не только тем, что обучающийся может овладеть самостоятельно, но и тем, что он может усвоить с помощью другого человека, уже владеющего соответствующими знаниями и умениями.
Обучаемость определяется различными факторами и, в частности, уровнем развития:
и психофизиологических процессов (например, возбуждение и торможение нервной системы, их соотношение, работоспособность, скорость реакций, темп деятельности);
о сенсорно-перцептивных процессов (например, преобладающий тип восприятия, особенности развития зрительного или слухового ощущения, избирательность восприятия);
d мнемических функций (например, использование приемов запоминания, вид памяти, тип запоминания) и внимания;
а различных свойств мышления (гибкость, скорость, глубина и др.).
А. К. Маркова выделяет следующие основные показатели обучаемости:
а активность ориентировки в новых условиях;
а инициатива в выборе необязательных решений, самостоятельное обращение к более трудным заданиям;
— настойчивость в достижении цели, умение работать в ситуациях помех и препятствий;
—восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.
Таким образом, на уровень обучаемости влияет то, как ученик воспринимает, понимает, осознает учебный материал, осознает и использует свои познавательные способности, организует процесс обучения. Способствуют осознанию и пониманию продуманная система межличностного взаимодействия педагога с учащимися.
Важное практическое значение имеет изучение психологических причин неуспеваемости школьников.
Учебная неуспеваемость — несоответствие уровня знаний, умений и навыков школьника требованиям содержания образования, наблюдаемая в течение значительно срока обучения.
Существуют различные виды неуспеваемости. Например, А. М. Гельмонт в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания выделяет:
Общее и глубокое отставание (по многим или всем учебным предметам длительное время).
Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость (по одному-трем наиболее сложным предметам).
Неуспеваемость эпизодическая (то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая).
В основе типологии Л. С. Славиной лежат доминирующие причины неуспеваемости, на основе которых могут быть выделены:
учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения;
учащиеся со слабыми способностями к учению;
учащиеся с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие учиться.
Причины неуспеваемости группируются по различным основаниям. Ю. К. Ба- банский считает, что все причины можно разделить на причины внутреннего и причины внешнего плана. К причинам внутреннего плана относятся дефекты здоровья детей, их развития, недостаточный объем знаний, умений и навыков. К причинам внешнего плана отнесены недостатки дидактических и воспитательных воздействий, учебных планов, программ, а также недостатки в организации педагогического процесса в школе.
В основе работы с неуспевающими школьниками, на наш взгляд, нужно учитывать ряд важных психологических моментов, часто не учитываемых в реальной педагогической практике. Во-первых, каждый педагог должен понять истинные причины неуспеваемости. Очень часто эти причины находятся в области психологии ребенка. Возможно, существуют проблемы в межличностном взаимодействии с детьми в классе или с самим педагогом; или у ребенка проблемы в семье. Во-вторых, все дети имеют разный потенциал, и важнее ориентироваться не на средние показатели успеваемости в классе, а на личную динамику результатов учебной деятельности каждого ученика. В-третьих, нужно учитывать задатки и интересы детей. Для счастливой и полноценной жизни детей, их самореализации не столь важна их высокая успеваемость по всем предметам, сколь их правильное профессиональное и личностное самоопределение, в основе которого должны лежать его интересы, способности и ценности.
Вопросы и задания для самоконтроля
Почему учение можно рассматривать как учебную деятельность?
Какова структура учебной деятельности?
I 3. Чем определяются учебные действия?
I 4. Какие мотивы наиболее важны для успеха школьника в учебной деятельности? I 5. Каково соотношение контроля и оценки учебной деятельности?
Почему, организуя учебную деятельность детей, необходимо учитывать возрастные закономерности?
Как понятия «обученность» и «обучаемость» соотносятся с представлениями Л. С. Выготского о «зоне актуального развития» и «зоне ближайшего развития»?
Какие причины определяют учебную неуспеваемость школьников?
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46