2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
Проблема обучения в настоящее время приобрела междисциплинарный характер. Как уже отмечалось, обучение в широком смысле означает целенаправленную, последовательную передачу общественно-исторического опыта другому человеку в специально организованных условиях. Психологические аспекты названной проблемы связаны с ответом на вопрос: «Как в обучении реализуется его основная цель — развитие личности обучающегося?». При этом обучение рассматривается в контексте познания человеком окружающего мира и самого себя, приобретения индивидуального опыта в образовательном процессе.
Психрлргичеркие рррбеннррти рбуч^ния.
1. Обучение является специфической формой передачи и усвоения общечеловеческого опыта, который складывался в жизни многих предшествующих поколений.
В ходе исторического развития общества накопленные знания фиксируются в продуктах человеческой деятельности: орудиях труда, машинах, книгах, технологиях. Процесс превращения идеального знания в материальную форму носит название опредмечивание. Для того чтобы воспользоваться этим знанием, последующее поколение ^должно осознать закрепленную в орудии труда или объекте познания идею. Такой процесс носит название распредмечивание. Обучение выступает средством, с помощью которого распредмечивается идеальное знание и формируется общественный опыт. Путем обучения транслируются, воспроизводятся и развиваются наука и техника, культура и искусство. Чем выше развито общество, тем большую роль в жизни его членов играет процесс обучения, тем он интенсивнее и продолжительнее.
Обучение невозможно без взаимодействия ученика и учителя. Обучение представляет собой совместную, распределенную, многосоставную деятельность, особую форму взаимодействия двух субъектов — неотъемлемых участников целостного процесса, объединенного знанием как своим общим предметом. Однако для учителя эта деятельность является преподаванием, направленным на передачу знания и организацию его усвоения учащимися.
Преподавание — это процесс непосредственного воздействия учи- теля на ученика в процессе урока средствами, имеющимися в содержании учебного предмета (с помощью образов, текстов, схем, формул).
Ученик в структуре совместного процесса обучения осуществляет другую деятельность — учение, которое направлено на овладение знаниями и умениями, на их осознание и активное присвоение.
Результат обучения заключается в качественном изменении мышления, сознания, всей психики и личности учащегося. Данная особенность обучения состоит в том, что его результат не может рассматриваться как механическая прибавка к уже имеющимся знаниям и умениям, ранее сложившимся психическим процессам и свойствам. Это высшая ступень познания, когда исходно внешний учебный материал путем процесса интериоризации становится собственно внутренним, психическим, личностным достоянием учащегося. Это новое приобретение психики не только добавляется ко всему прежнему, но и принципиально его преобразует, переводит на новый уровень функционирования, проявляется в усложнении связей и взаимодействия.
Факторы процесса обучение
Успешность, темп и направленность процесса обучения во многом зависят от организации учебной деятельности обучаемого, его непосредственной работы,
направленной на понимание материала, его осмысление, заучивание, использование для решения различных задач. На процесс обучения влияют как внутренние, так и внешние факторы.
Внешние факторы, определяющие успешность обучения, связаны с целями образовательной системы, направлениями и концепциями обучения, содержанием и формой учебной работы (степенью сложности материала, логичностью и т. д.).
К внутренним факторам относятся психологические особенности человека (возрастные, половые, личностные), влияющие на своеобразие выполнения деятельности, уровень уже имеющихся у учащегося знаний, а также мотивация. Именно мотивация во многом определяет усилия, направляемые учащимся на изучение нового материала. В реальной жизненной практике приобретение знаний, как правило, фактически инициируется многими мотивами и может иметь для человека самые разные субъективные смыслы. Учение может быть психологически очень разнообразным. Новые знания и умения невозможно механически переложить из одной головы в другую, материально передать из рук в руки. Учащийся может взять их только сам, сделать своими, именно ему принадлежащими, лишь одним путем — за счет собственной деятельности, а это — напряженный умственный труд по созданию, «образовыванию» человеком самого себя. Внутренняя мотивация учения ориентирована на субъективные смыслы целенаправленного, осознанного изменения самого себя.
Таким образом, эффективность процесса обучения обусловлена не только качеством преподавания, но и качеством деятельности учения, то есть оптимальным взаимодействием этих двух составляющих процесса обучения. Проблема заключается в том, что осуществлять процесс передачи знаний (в узком смысле слова) намного проще, чем грамотно организовать, активизировать, сформировать «встречную» деятельность учения. Последнее означает научить человека учиться, т. е. реализовать самую перспективную цель всего школьного обучения. Учебная деятельность содержит в себе высокий развивающий психологический потенциал. Но для ее практической реализации в образовательном процессе должны бытъчсоблюдены особые психолого-педагогические условия, иначе не факт, что любое обучение будет плодотворно влиять на личностное развитие человека.
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46